В Южном федеральном округе научились подделывать не только традиционные марки бензина, но и автомобильное топливо экологического класса "Евро-3", которое только начало поступать на потребительский рынок региона. Такой неожиданный результат принесли проверки, проведенные управлением Ростехрегулирования по ЮФО.
Дышите глубже, но реже
Поддельный бензин поступает на автозаправочные станции практически во все субъекты ЮФО, сообщили корреспонденту "РГ" в Южном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В минувшем году ЮМТУ Ростехрегулирования осуществило 491 инспекцию нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, масла). Объем проверенной продукции составил около одного миллиарда рублей. Сотрудники управления вскрыли 167 случаев различных отклонений от установленных норм. Наибольшее количество нарушений - 82 процента - выявлено в Волгоградской области.
Дошло до того, что здесь подделывают даже топливо класса "Евро-3". При проверке одной коммерческой структуры оказалось, что в дизельном топливе еврокласса содержание серы превысило норму более чем в четыре раза. Предприятие имело на нефтепродукты надлежащим образом оформленные паспорта и сертификаты производителя. Представители фирмы оправдывались тем, что просто сбывали продукцию, полученную от других поставщиков.
Руководитель ЮМТУ Ростехрегулирования Анатолий Ермаков приводит данные: 30 - 35 процентов проверенных нефтепродуктов не соответствуют нормам именно по экологическим требованиям. На Северном Кавказе продолжает действовать так называемый "самоварный" бизнес, то есть производство кустарного бензина и его сбыт под видом качественного.
- Довольно сложно работать на территориях, где "самоварное дело" традиционно развито - в Чечне и Ингушетии, - замечает Анатолий Ермаков. - В некоторых чеченских дворах достаточно копнуть лопатой, чтобы наткнуться на небольшую скважину, из которой качается сырая нефть, по трубкам попадающая в ржавый бачок-"самовар", где и производится кустарный бензин. Затем он скупается оптовиками, смешивается с небольшим процентом качественного топлива и реализуется, в том числе через заправочные станции. По количеству вредных примесей такой продукт превышает все мыслимые нормы.
В последнее время органы внутренних дел достигли определенных успехов в борьбе с этим явлением. Так, если в 2002-2003 годах речь шла более чем о трех тысячах подпольных бензиновых производств, то сейчас их количество снизилось в четыре-пять раз. Полному искоренению "самоварного" бизнеса мешает клановость, родственные связи, коррупция. А это уже вопрос не метрологии и качества.
На Олимпиаду - с респиратором?
Проблема соблюдения нормы экологического класса "Евро-3" касается не только бензина. Какой смысл заливать самое качественное топливо в старую колымагу с неотрегулированным двигателем? На выходе все равно будут ядовитые выбросы. Для бензина класса "Евро-3" нужна соответствующая техника. Уже сейчас в Европе начинают производить автомобили, которые просто не тронутся с места, если в них залить топливо более низкого класса, например, "Евро-2".
В России до этого еще далеко. Конечно, по новым нормам все выпускаемые на территории России автотранспортные средства должны соответствовать экологическому классу "Евро-3" по техническим нормам выбросов. Однако как быть с большей частью населения страны, которая в состоянии приобрести лишь видавший виды автомобиль?
Скорее всего, в ближайшие годы российским автомобилистам придется готовиться к не самым приятным переменам. Не в последнюю очередь это связано с грядущей Олимпиадой 2014 года, на которую ожидается огромный приток зарубежных (в том числе европейских) гостей. Прикатят они явно не на разбитых "копейках". Значит, строжайшее соблюдение экологических норм "Евро-3" становится обязательной частью подготовки к Олимпиаде.
Между тем сегодня, по данным того же Южного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, самым экологически неблагополучным в ЮФО местом, помимо крупных городов, является, как ни парадоксально, Черноморское побережье Кавказа - направление от Ростова до Краснодара, Джубги и далее по побережью вплоть до Адлера. Имеется в виду летний период, когда по этому маршруту перемещаются десятки тысяч машин, загрязняя атмосферу выбросами.
По мнению специалистов, жизнь очень скоро заставит Россию принять жесткие законы о полном запрете определенных видов транспорта, не соответствующих современным требованиям экологии. Другими словами, все автомобили, не отвечающие евростандартам, должны полностью исчезнуть с российских улиц и трасс. Что касается Сочи и окрестностей, не исключено, что подобный запрет здесь может вступить в силу до 2014 года. Так что очень многим нынешним автомобилистам придется переквалифицироваться в пешеходы.