В этом году в Петербурге будут демонтированы 36 железнодорожных переездов в черте города. Такую задачу поставила Валентина Матвиенко на совещании в Смольном.
Она поручила комитету по транспортно-транзитной политике к 20 марта 2008 года провести инвентаризацию 36 слабо загруженных железнодорожных переездов, которые на одном уровне пересекаются с городской улично-дорожной сетью (УДС).
Похоже, Санкт-Петербург перестает быть не только трамвайной столицей России (за 5 лет убрано 200 километров рельсов из 500), но и мегаполисом, чью территорию опутала громадная паутина железнодорожных веток.
Протяженность сети таких дорог в черте города сейчас составляет чудовищную длину - 991 километр. В одном из запущенных микрорайонов в центре города, например, на территории 450 гектаров, ограниченной с востока Московским проспектом, а с запада - Митрофаньевским шоссе и Балтийским вокзалом, проложено около 100 километров железнодорожного полотна, ведущего в основном к промышленным предприятиям!
Губернатор пообещала, что город будет избавляться от этой паутины. К концу 2008 года первые 36 переездов, по которым практически не ходят составы, но снуют маневровые локомотивы, будут демонтированы, так как закрытые во время таких маневров шлагбаумы создают в мегаполисе дополнительные пробки.
В своем докладе председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул заметил:
- Санкт-Петербургский железнодорожный узел имеет выход сразу на 10 направлений. На территории города расположены 6 вокзалов и 38 железнодорожных станций, к 30 из которых примыкают подъездные пути промышленных предприятий.
Для оперативности и согласованности действий в программе грядущего "наступления на рельсы” разработчики концепции разделили город на 4 объединенных территории: северную, куда входят Калининский, Приморский и Выборгский районы, северо-восточную (Красногвардейский район и правобережная часть Невского), юго-восточную (Центральный, Фрунзенский, Колпинский районы и левобережная часть Невского) и юго-западную (Красносельский, Кировский, Пушкинский и Московский районы).
Главный тормоз автомобилистов севера - переезды в Шувалово, Новой Деревне, Озерках. В северо-восточном районе автотранспорту особенно мешают подъездные пути от станций Дача Долгорукова и Ржевка. На юго-востоке постоянно возникают пробки у станции Рыбацкое, депо Сортировочная, у станции Волковская. Самые проблемные переезды юго-западных районов - у станций Лигово, Предпортовая, у переезда на Краснопутиловской улице.
Николай Асаул доложил, что по территории Петербурга проложены 354 нитки подъездных путей общей протяженностью 991 километр, а на 64 перекрестках железная дорога сталкивается с городской УДС, что провоцирует длительные и системные заторы. 13 пересечений рельсового и автомобильного транспорта находятся на севере Питера, 17 - в северо-восточных районах, 14 - на юго-востоке и 20 - на юго-западе.
- Мы провели исследование грузовых потоков на 196 подъездных путях из 354. Так вот: на 101 из них грузооборот составил менее одного вагона в сутки и только на 43 предприятиях - более 10 вагонов, - подчеркнул Николай Асаул.
Председатель комитета по транспортно-транзитной политике отметил, что по согласованию с ОЖД выявлено 36 малоиспользуемых переездов, которые в дальнейшем будут закрыты.
Заместитель начальника Октябрьской железной дороги Валентин Бобрышев подтвердил эту информацию, но отметил, что только пять объектов из этого списка находится на балансе ОЖД. Необходимо провести натурную проверку этих переездов, на что потребуется полтора месяца.
Возможно, инвентаризация 36 переездов будет гораздо более сложной и нервной работой, чем их физический демонтаж. Ведь даже у инициаторов этого процесса - администрации Петербурга и Октябрьской дороги - резко отличается даже базовая информация о количестве железнодорожных переездов в черте мегаполиса. Николай Асаул говорил о 64 пересечениях железной дороги с УДС, а Валентин Бобрышев назвал на совещании совсем другую цифру - 117 переездов.
Но в ходе совместной инвентаризации стороны, конечно, придут к общему знаменателю. К 20 марта 2008 года результаты инспекции, на основе которых будет издано постановление правительства, должны поступить в Смольный. К концу же декабря самые запущенные переезды должны исчезнуть с дорожной карты Петербурга.
Но это только начало "рельсовой войны”, объявленной городом нерадивым собственникам. Конечной целью программы станет инвентаризация всех 354 ниток подъездных путей, паутина которых внутри мегаполиса раскинулась почти на тысячу километров.
- Нужно выявить всех собственников, обязать их привести свои рельсы в надлежащее состояние, а в каждом конкретном случае принимать управленческое решение: строить виадук или демонтировать пути, - подчеркнула губернатор.
На эти мероприятия Смольный выделил 6 месяцев.
Сергей Бугров, начальник управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
- Самым заторным городским переездом является пост у станции Новая деревня. 40-60 минут у закрытого шлагбаума в этом месте - норма. Но демонтировать заторный переезд из-за его приличной загрузки нельзя, поэтому в 2008-2009 годах над ним будет строиться путепровод.
Олег Виролайнен, председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству:
- Строительство виадуков - недешевое удовольствие. За 7 лет, к 2015 году, мы планируем возвести в Петербурге сразу 34 транспортных развязки, а в ближайшие два года построим 7 двухуровневых сооружений общей стоимостью 11 миллиардов рублей.