Близится конец сезона продажи снегоходов. В очередной раз он был успешным для бизнесменов - спрос на эту технику с каждым годом растет как снежный ком. Это подталкивает развитие не только сервисных центров, но и инфраструктуры: специализированных трасс, туристических баз, спортшкол, клубов. По прогнозам специалистов, уже через пять лет этот новый рынок будет сформирован.
Продажа снегоходов - довольно молодой на Среднем Урале бизнес. В таком виде, как сейчас - с участием официальных дилеров всех ведущих мировых производителей, с соблюдением гарантийных обязательств, с обилием сервисных центров, рынок существует от силы лет пять. При этом покупательский спрос по-прежнему нарастает каждый год, и насыщение его, по мнению специалистов, произойдет не раньше, чем через десять лет. Иван Яговитин, коммерческий директор компании по продаже товаров для активного отдыха, привел в пример Канаду, где на тысячу жителей приходится порядка 70-80 снегоходов. Но и в снежной России перспективы для бизнесменов весьма неплохие: с ростом благосостояния ее жители будут покупать снегоходы - для развлечений, работы, охоты, соревнований.
Однако специфика екатеринбургского рынка снегоходов такова, что он практически весь поделен между крупными игроками, которых насчитывается не больше десятка. Каждый из них специализируется на продаже техники одной компании. Наиболее крупных зарубежных производителей насчитывается всего четыре (два в Канаде и по одному в США и Японии), отечественное "снегоходостроение" представлено одним крупным заводом.
- Такая специфичная структура рынка была продиктована производителями техники и их дистрибьюторами, - пояснил Олег Крупин, директор компании по продаже мототехники мирового брэнда. - Они требовали, чтобы техника их производства продавалась только в специализированных центрах с широким ассортиментом и обязательно имелся сертифицированный сервисный центр.
И если раньше даже крупные игроки рынка могли продавать все, что угодно, то сегодня мультибрэндовость ушла в прошлое, и, как говорят сами продавцы, она перестала быть выгодной - просто каждый занял свою нишу. Остальные компании, которые играют роль посредников между несколькими дилерами и покупателями (это автодилеры, для которых снегоходы - не профильный бизнес, а также торговцы спортивным и туристическим снаряжением, не имеющие ремонтной базы), на рынок практически не влияют, поскольку доля их продаж в общем объеме не велика, а за сервисным и гарантийным обслуживанием им все равно придется обращаться к профессионалам. По словам Ивана Яговитина, без собственного сервисного центра работать можно, но его наличие - залог успеха продаж. Поэтому крупные игроки не опасаются прихода новичков на рынок продаж, поскольку для этого нужно качественное сопровождение специалистов - консалтинг, ремонт, сервисное обслуживание. Профессионалов в городе пока не так много.
Между тем человек, тратя деньги на покупку снегохода (а цены на эту технику сопоставимы с ценой автомобиля), хочет получить максимум комфорта: покататься, где-то остановиться, развлечься, вкусно поесть, получить обслуживание механика прямо на месте ночевки. И вот этот-то рынок, "околоснегоходный", на Урале только зарождается и пока еще свободен. Вопрос, кто его займет - продавцы снегоходов или кто-то другой, остается открытым.
- Развитие продаж предполагает развитие сферы услуг. Под запросы потребителей начнет формироваться инфраструктура: будут открываться школы, клубы, готовиться специализированные трассы, базы. Направления развития нового бизнеса уже наметились: открываются прокаты снегоходов на базах, курортах, появляются бригады выездных механиков. Лет через пять сформируется основа этого рынка, - считает Иван Яговитин.
Сегодня существует несколько клубов, которые объединяют вокруг себя любителей экстремального отдыха. Каждый год на снегоходах проводится множество соревнований разного ранга. Не так давно открылась первая на Урале снегоходная туристическая трасса.
Насколько активно будет развиваться этот новый бизнес, зависит как от продавцов снегоходов, так и от организаторов туристических баз. При этом, по мнению Олега Крупина, такие проекты могли бы быть совместными: продавцы будут заниматься продажей и обслуживанием техники, построением трасс, а туристические и лыжные базы - своим делом: гостиничным и ресторанным бизнесом.