На Верхней Волге в обслуживании бытовых газовых приборов нет системы

Серия газовых взрывов, прокатившаяся по целому ряду регионов и унесшая человеческие жизни, заставила корреспондента "РГ" обратиться к газовикам и местным властям с конкретным вопросом: кто отвечает за безопасность наших жилищ? Как выяснилось, "случайности" взрывов вовсе не случайны.

Невидимая услуга

Администрация Костромской области сделала в этом году ставку на усиленную газификацию городов и сел в соответствии с двухлетней программой и готова выложить на эти цели 700 миллионов рублей. Это означает, что число пользователей газовыми приборами значительно возрастет. Одновременно здесь решено предпринять меры по усилению контроля за состоянием бытовых газовых сетей. В частности, плата за газ для населения уже имеет и сервисную составляющую: в нее включено обслуживание внутридомового газового оборудования.

Корреспондент "РГ" поинтересовалась у начальника областного департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Натальи Подкопаевой, значит ли это, что костромские дома в безопасности.

- Проблема в другом, - пояснила та. - Если раньше те же организации, которые поставляли газ, осуществляли и контроль за домовым оборудованием, то после выхода в свет Жилищного кодекса РФ потребовалось эту услугу выделить отдельно и поручать ее выигравшим конкурс организациям. Соответственно жителям домов (или представляющим их интересы компаниям) предстояло заключать с ними договоры.

И вот тут выяснилось, что, с одной стороны, заключать договор, особенно жители частных домов, не торопятся: зачем, мол, платить за обслуживание, если и так все в порядке. А с другой стороны, нет уверенности в достаточной квалификации работников той фирмы, которая выиграла тендер. Поскольку вместе с реформаторскими преобразованиями было отменено новым законодательством лицензирование деятельности газообслуживающих фирм. В Костроме, к примеру, крупная сервисная компания взялась обслуживать около 85 процентов всех газопользователей. Каких она при этом нанимает работников, получается, ее внутреннее дело.

При этом, как пояснили специалисты, есть и еще одна сторона, третья. Получив заказ, крупные компании, желая "оптимизировать" налогообложение, образуют более мелкие, соподчиненные фирмы, чтобы те работали по упрощенной схеме налогообложения. В итоге бюджет недополучает законные отчисления.

Ничейные конфорки

Те же проблемы - в соседней Ярославской области.

- Трудности начались с того момента, как несколько лет назад исключили из тарифов плату за обслуживание газового оборудования, - подтвердила Валентина Клюева, начальник отдела промышленной безопасности ОАО "Яргазсервис". - Предполагалось, что владельцы внутридомового оборудования сами выберут обслуживающую компанию и заключат договор. Мера в общем-то разумная, но для этого должна быть уверенность в том, что договор будет заключен с квалифицированными специалистами, а не с фирмой, у которой, кроме желания этим заниматься, нет ничего: ни оборудования, ни умелых работников. Все-таки газовая аппаратура - сфера повышенного риска. Тем более что контролировать потом, как проделана работа, некому - Ростехнадзору внутридомовые операции с газовым оборудованием неподконтрольны. Выходом из такой ситуации послужил бы, на мой взгляд, возврат к лицензированию деятельности компаний.

- Решено было разом отпустить обслуживание домового газового оборудования на свободный рынок, - пояснил руководитель ОАО "Рыбинскгазсервис" Сергей Скорняков. - Но рынка-то как такового еще нет, как нет и соответствующих структур для него.

По его мнению, в этой сфере должны быть сформированы прежде всего такие составляющие, как круглосуточная аварийная служба, квалифицированные специалисты-газовики, имеющие и опыт работы, и знание тех сетей, которые предстоит обслуживать.

Специалисты Ярославского управления Ростехнадзора сообщили, что по специальному графику проводятся плановые проверки, но - только деятельности газоснабжающих организаций. То есть контролируются только те сети, которые подводят газ к дому. Между тем наделавшие столько бед взрывы произошли именно из-за неисправности (или неправильного пользования - опять же, кто научит людей ими пользоваться?) домашних газовых приборов. Срок службы внутридомового газового оборудования два десятка лет, а эксплуатируется в большинстве жилых домов оно лет и по 30 и больше. Получается, что "домашний террорист" поселился в очень многих домах, подключенных к газу.

Прямая речь

Александр Васенин, председатель ярославского комитета анализа экспертизы тарифов естественных монополий:

- Ситуация с обслуживанием ВДГО - так коротко специалисты называют внутридомовое газовое оборудование - действительно обострилась после разделения тарифов на поставку газа в дома и обслуживание сетей и аппаратуры внутри домов. Особенно сложное положение складывается с домами частного сектора. Оказалось, весьма трудно убедить владельцев индивидуальных домов в необходимости заключения договоров с компаниями и регулярного обследования на предмет исправности газовых печей и колонок и подводящих труб. И этот сектор практически выпадает из надзора. Да и жители многоквартирных домов уже начинают обращаться с просьбами: верните нам прежний порядок оплаты, так было удобно.

Удастся ли в короткий срок построить цивилизованные рыночные отношения в этой сфере - вопрос непростой. А между тем, учитывая срок эксплуатации оборудования, во многих домах значительно превышающий допустимые нормативы, остается тревога за взрывоопасность на бытовом газовом "фронте". Хотя наши ярославские газовики по традиции еще продолжают "держать лицо" и работать добросовестно. Но с договорами-то проблема.

Кстати

Рынок в обслуживании компаниями внутридомового газового оборудования пока сказывается только на разбросе цен - в Костроме, судя по сообщению специалистов департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики, за квадратный метр площади компании берут 12,5 копейки, в Ярославле - 35 копеек.