Запоминающийся сюжет зарубежных фильмов, когда преступник договаривается с судьей и получает минимальное наказание в ответ на сотрудничество в разоблачении подельников, скоро станет реальностью и в нашей стране.
На заседании Комитета Госдумы по безопасности рассмотрели законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ". И поддержали его единогласно.
Если новый документ будет принят, сделка станет законом и Россия приблизится к нормам зарубежных стран.
В законопроекте говорится, что на досудебной стадии обвиняемому может быть предложено договориться с правоохранительными органами. Цель сделки - "сдать" своих подельников и этим уменьшить себе срок.
Про сделку с правосудием в нашей юридической практике разговор заходит второй раз. Первые шаги были сделаны в 2001 году. Тогда в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены поправки, похожие на сегодняшние. Но договориться по ним можно лишь на судебной стадии. Как считают авторы нового законопроекта, такая практика принесла неплохие результаты. За прошлый год статистики еще нет, а за 2006-й в форме особого порядка принятия судебного решения было рассмотрено около 40 процентов всех уголовных дел.
Сделка со следствием на стадии суда означает, что, "сдав" своих подельников, обвиняемый получает не более двух третей максимального срока и не сидит в сизо. Но эта процедура касается непосредственно суда, а не следствия, которое должно было идти как обычно. А потом в определенный момент обвиняемый подавал ходатайство на рассмотрение дела в особом порядке. В результате суда как такового просто не было. Все решалось на предварительном слушании, где человеку банально выписывали приговор.
Но эта практика, по мнению авторов нового законопроекта, не решает "задачи расширения возможности влияния уголовного и уголовно-процессуального законодательства в противодействии организованной преступности, коррупции, расследовании деятельности преступных сообществ, члены которых, как правило, отказываются от дачи показаний о преступной деятельности соучастников и организаторов преступлений". То есть она хороша, но не достаточна. Особенно если речь идет о серьезных преступлениях.
В пояснительной записке к новому документу говорится, что он "направлен на раскрытие и расследование заказных убийств, фактов бандитизма, наркопреступлений и коррупционных проявлений".
Именно поэтому авторы считают, что важно предоставить правоохранительным органам возможность привлекать к сотрудничеству членов преступных группировок и бандитских сообществ.
Кто вправе рассчитывать на поблажки по договоренности со следствием? По мысли авторов не все подряд, а те, кто поможет раскрыть крупные преступления.
Сама сделка по законопроекту будет выглядеть так - обвиняемый пишет на имя прокурора ходатайство о сотрудничестве с указанием, как он поможет следствию в раскрытии преступления. А потом его уголовное дело будет рассматриваться отдельно и на закрытом судебном заседании. Кстати, срок наказания в таком суде не должен превышать половины максимального срока. А если суд сочтет возможным, то сотрудничающий со следствием обойдется и вообще без срока.
Те, кто пойдет по такой "облегченной" дороге, потом скорее всего попадет под программу защиты свидетелей.
Новый законопроект понравился всем, кто должен был с ним ознакомиться. "Ложку дегтя" добавил лишь Верховный суд. В его отзыве на законопроект сказано, что в документе ничего не говорится о том, что обвиняемый, заключивший сделку со следствием, может дать ложные показания. И ему за это ничего не будет, ведь Уголовный кодекс не предусматривает ответственность обвиняемого за дачу ложных показаний.
Но возможные поправки у нового документа еще впереди. Рассмотреть законопроект в первом чтении планируется уже в этом месяце.