В ближайшее время минтранс планирует в крупных городах выделить специальные полосы для движения общественного транспорта, машин неотложной помощи и обеспечивающих жизнедеятельность населения. И это лишь один из пунктов программы развития городского транспорта, о которой вчера на брифинге в "РГ" рассказал заместитель министра транспорта Евгений Москвичев.
Автомобильные пробки, каждый день парализующие движение в российских городах, кажется, окончательно вывели из терпения транспортные власти. Радикально "рассосать" их, полагают в минтрансе, можно, только пересадив владельцев личных авто на общественный транспорт. Но при этом в министерстве понимают: чтобы люди предпочли иномарке автобус, троллейбус и трамвай, они должны стать такими же комфортными. "Для этого общественный транспорт должен отвечать трем требованиям, - пояснил позицию своего ведомства замминистра, - быть качественным, дешевым и быстрым".
"Есть слона", по выражению Евгения Москвичева, решено по частям. То есть для начала сделать общественный транспорт быстрым. Для этого в ближайшее время в городах-миллионниках минтранс намерен освободить для него специальные полосы. И что характерно: никаких штрафных и иных устрашающих санкций в отношении ослушавшихся, по словам замминистра, вводиться не будет. В минтрансе оптимистично полагают достаточными методы разъяснения водителям через СМИ, что ехать, например, впереди "скорой помощи" нехорошо. Замминистра выразил уверенность, что "через несколько месяцев после введения таких линий водители транспортных средств будут четко соблюдать все требования".
Кроме того, в городах-миллионниках, где пассажиропоток составляет от 5 до 25 тысяч человек в час, транспортники уже с этого года намерены активно внедрять линии скоростного трамвая. Евгений Москвичев сообщил, что в столице первая такая линия пройдет "на протяжении шоссе Энтузиастов", в Санкт-Петербурге "подготовлено технико-экономическое обоснование проекта сооружения нового вида пассажирского транспорта - "Надземный экспресс". А к 1000-летию Ярославля, которое будет отмечаться в 2010 году, "жители получат новый вид скоростного трамвая на резиновом ходу и на одном рельсе". Производство подвижного состава для таких линий планируется осуществить на базе российских предприятий, уточнил замминистра.
Что же касается качества транспорта общего пользования, которым постоянно ездят 60 процентов россиян и который обеспечивает сейчас свыше 85 процентов их потребности в поездках, то пока оно с каждым годом продолжает ухудшаться. С превышением срока службы работает 60 процентов автобусов. Постепенно их заменяют новыми, но если не ускорить этот процесс, то скоро автобусов будет не хватать катастрофически. Например, в 2006 году купили 9 тысяч, а списали 14 тысяч. По словам Москвичева, перевозчикам каждый год сейчас нужно закупать 12-14 тысяч автобусов, 1,5 тысячи троллейбусов и 600 трамваев, а покупается только треть. Для выхода из этой ситуации минтранс предлагает государству компенсировать перевозчикам две трети процентной ставки по кредитам, которые они берут в банках на покупку и лизинг новых машин. А восемь процентов, которые таким образом сэкономят перевозчики, потом вернутся в бюджет в виде налогов на выпущенные машины. Причем речь идет об обновлении подвижного состава общественного транспорта большой вместимости. Минтранс уже направил в минэкономразвития и минфин предложения о создании такого механизма господдержки и надеется, что уже к марту получит их одобрение.