Сменив разговор ультиматумами на язык высокой дипломатии, Россия и Украина за считаные часы и минуты до истечения часа "икс", когда "Газпром" должен был закрутить вентиль для Киева, смогли договориться.
"Мне очень как президенту не хотелось бы заниматься газовыми делами, - признался после переговоров Виктор Ющенко. - Как, я убежден, и Владимиру Владимировичу". Здесь Ющенко явно недооценил президента России: Владимир Путин всегда все эти годы занимался продвижением российского газа на мировые рынки и видимого нежелания не выказывал.
Но понять украинского лидера можно. Вчера время неумолимо шло к 18.00 - моменту, когда российский "Газпром" обещал снизить на 25 процентов поставки газа на Украину из-за невыплаты долга в 1,5 миллиарда долларов, накопившегося за последние 3 месяца, - а в Кремле все еще продолжались непростые переговоры. Только с глазу на глаз Путин и Ющенко провели долгие три с лишним часа, а потом еще немного побеседовали в расширенном составе с участием обеих делегаций. Лишь в 17.45 переговоры наконец-то были закончены. Закончены успешно. То, что не удалось сделать украинскому правительству, "Газпрому" и "Нафтогаз Украины", сделали лидеры двух стран.
Украина признала существование долга и заявила о готовности его возвращать, а Россия согласилась сократить количество посредников в цепочке поставок газа на Украину. Или, во всяком случае, обстоятельно обсудить этот момент, так интересующий Киев. "Мы договорились о том, что с четверга Украина будет погашать тот долг, который образовался по ноябрю-декабрю прошлого года в связи с неподписанием контракта на поставку соответствующими структурами и актов сверки поставленного газа, и задолженности, - сказал Ющенко. - Мы исходим из того, что расчеты 2007 года происходят по цене 2007 года. Платеж начинается с четверга, и мы его в ближайшее время должны завершить".
Как известно, долг Украины за ноябрь-декабрь 2007 года составляет около 1 миллиарда долларов. Возник он из-за снижения поставок газа для Украины из Туркменистана. Российско-украинское газовое соглашение от 2006 года предполагало такой сценарий. В этом случае компенсировать недостаток поставок должен "Газпром". Но цена этого газа была значительно выше, на европейском уровне - 315 долларов за тысячу кубометров. "Мы исходим из того, что эти договоренности будут реализованы", - подчеркнул вчера Владимир Путин. Но вот какая часть из заявленного "Газпромом" долга действительно вернется, непонятно. Вчера Виктор Ющенко подчеркнул, что никаких документов, подтверждающих факт потребления Украиной именно российского газа, нет. На это упирал и глава "Нафтогаз Украины" Олег Дубина. "Рассмотрят технический акт, - скрывая легкое ехидство, объяснял он. - Докажут, что это российский, - заплатим, не докажут - не заплатим". Так что здесь сторонам еще придется посидеть над бумагами и свести итоговый баланс.
Зато, безусловно, порадовала украинскую сторону договоренность об отказе от лишних посредников между "Газпромом" и "Нафтогаз Украины". "Россия крайне заинтересована в том, чтобы сотрудничество с Украиной было предельно прозрачным, и хотела бы поднять значение этой страны как крупного энергетического игрока в Европе", - заявил Владимир Путин. Выяснилось, что этой прозрачности будут добиваться исключением из схемы поставок посреднических структур - RosUkrEnergo и "УкрГаз-Энерго". Как пояснил глава "Газпрома" Алексей Миллер, на их место придут две новые компании, которые будут заниматься тем же самым - одна поставлять импортный газ на Украину (вместо RosUkrEnergo), а другая сбывать газ на внутреннем рынке Украины.
Другое дело, что обе компании будут созданы в форме совместных предприятий "Газпрома" и "Нафтогаз Украины" на паритетной основе. Кроме того, стороны сошлись и на цене газа для Украины в 2008 году. По словам Виктора Ющенко, достигнута договоренность о том, что базовая входная цена газа для Украины сохранится на уровне 179,5 доллара. Премьер-министр Юлия Тимошенко давно будоражила Украину заявлениями о своем желании исключить компании RosUkrEnergo и "УкрГаз-Энерго" из газовой цепочки. Вчера ее мечты стали получать реальное воплощение. Беда только в том, что заслуга в этом теперь целиком и полностью останется за президентом Ющенко. Достигнутые договоренности между Россией и Украиной сразу же были восприняты как некоторые уступки со стороны Москвы. Однако Владимир Путин опроверг такие идеи, заявив, что дело тут не в уступках. А Виктор Ющенко заверил: Украина и не думала о бесплатном газе. "Украина никогда не ставила цель получать бесплатно газ или другие услуги, - заявил он. - Все в мире оплачивается".
В очередной раз закрыв - или все-таки прикрыв? - газовый вопрос, Москва и Киев теперь наверняка будут готовиться к следующему раунду непростых переговоров, лежащих в плоскости экономического взаимодействия. Украина, как известно, недавно стала членом ВТО, а это означает, что Москве теперь придется вести переговоры о своем членстве в ВТО еще и с Киевом. И хотя вчера Ющенко заявил, что "Украина заинтересована, чтобы Россия как можно быстрее стала членом ВТО, и будет содействовать этому процессу", нотки взаимного неудовольствия от ограничительных мер в двусторонней торговле проскакивали. Владимир Путин был озабочен дискриминацией для работы российского бизнеса в Украине. "Возникают в последнее время некоторые проблемы с нашими инвестициями в Украине, - отметил он. - Я уверен, что это связано не с деятельностью российских инвесторов, а с определенными проблемами в украинском законодательстве и в процедурах приватизации. Мы исходим из того, что наши предприятия и наши инвесторы не будут поставлены в условия худшие, чем любые другие инвесторы в Украине".
Понимая важность стратегического и стабильного партнерства, где взаимопонимание это ко всему еще и спокойная энергетическая жизнь Европы, Россия и Киев не забывают и о собственных интересах. В том числе на международной арене, где между странами явно существует некоторая напряженность, особенно в вопросе вступления Украины в НАТО. Вчера Владимир Путин дал понять, что украинский народ для России хоть и является братским, но в случае размещения инфраструктуры альянса на территории Украины российские ракеты могут быть нацелены и на эту страну.
- Представьте себе город нашей российско-украинской боевой славы Севастополь... И там база НАТО, - рисовал картину для украинских журналистов Путин, призывая представить, какой это вызовет резонанс. Россия, подтвердил Путин, стремится развивать дружеские отношения со всеми странами и блоками. Но вступать в то же НАТО никогда не собиралась, поскольку такое вступление означает ограничение суверенитета. И если Украина к такому ограничению готова, то это исключительно ее дело.
Другое дело, что Киеву надо задуматься, к чему приводят эти ограничения. "Обращаем внимание на то, что ограничение суверенитета приводит к таким последствиям, как размещение баз или размещение позиционного района ПРО, что ставит перед Россией необходимость ответных действий, - заявил он. - Не только сказать, подумать страшно, что Россия нацелит на Украину свои ударные ракетные системы! Представьте себе только на секунду. Вот, что нас беспокоит".
Виктор Ющенко в ответ поспешил заверить, что сближение Украины и НАТО не несет никому угрозы. "В конце концов, все, что делает Украина на западном направлении, - это ни в коем случае не есть работа против какой-то третьей страны, тем более против России", - подчеркнул он. Вчера руководство двух стран договорилось, что еще будут проводить консультации по данному вопросу, чтобы находить механизмы взаимопонимания.
По киевскому счету
Александр Рар, эксперт Германского Совета по внешней политике:
- За полмесяца до президентских выборов в России между Москвой и Киевом возобновился газовый конфликт.
Что произошло? В конце прошлого года в Киеве к власти вернулась "оранжевая" коалиция, которая во что бы то ни стало добивается вступления Украины в НАТО и Евросоюз. Скорее всего, украинское руководство надеется добиться этих целей через формирование образа недружелюбной и даже враждебно настроенной России. Украинские власти рассчитывают, что Запад выступит в защиту их страны и форсирует присоединение Украины к этим двум влиятельным международным структурам.
Бухарестский саммит НАТО не за горами. "Оранжевое" правительство очень надеется получить там определенные гарантии и обещания по вступлению Украины в Североатлантический альянс. В Киеве считают, что входным билетом в НАТО станет как раз громкий конфликт с Россией.
Но Москва в данный момент не желает ссориться с Украиной. Это видно по поведению высокопоставленных кремлевских политиков. В то же самое время премьер Украины Юлия Тимошенко, напротив, стремится реализовать свои планы по полному отказу Украины от российского газа. Она хочет закупать необходимое ее стране топливо в Туркменистане. Но оттуда пока не построены прямые транспортные ветки на Украину. Все газовые системы проходят по территории России. Значит, туркменский газ Киеву в любом случае придется получать через российские сети.
Компания "Росукрэнерго" как раз и была создана для того, чтобы пропускать и продавать туркменский газ на Украину. Если эту фирму закроют, то встанет вопрос: кто и как будет поставлять Киеву газ? Существует большая опасность того, что Украина возобновит тот конфликт, который у нее уже был с Россией в начале 2006 года.
Как же теперь руководство ЕС будет на это реагировать? В 2006 году Евросоюз встал на сторону более слабого участника газового конфликта. И Тимошенко снова пытается договориться с Западом об оказании поддержки в случае обострения отношений с Россией.
Но и Москва со своей стороны будет стремиться использовать все свои возможности, в том числе и новую прямую линию между Москвой и Брюсселем, чтобы четко объяснить свою политику в отношении Украины, показать причины возникшей проблемы. Это крайне необходимо России, чтобы не потерять, как это было в 2006 году, имиджа надежного поставщика газа в Европу.
В этом контексте важно понимать, что в Украине не существует единой политики в отношении России. Эта страна за последние 17 лет не смогла заявить о себе как о единой нации. На самом деле это не означает, что Украина находится в стадии развала. Однако в ней наблюдается раскол элит. Одна ее часть выступает за выход Украины из СНГ и сближение страны с Западом. А восточно-украинская элита, напротив, стремится укреплять отношения с Россией. Таким образом, политика Украины меняется в зависимости от того, какая из этих двух элит находится у власти.
Поэтому очень трудно спрогнозировать, как в будущем будут развиваться российско-украинские отношения. Но если посмотреть на ближайшую перспективу, то картина получается не очень радужной. Поскольку сейчас у власти в Украине находятся "оранжевые", или прозападные силы. Судьба российской Черноморской базы в Украине также зависит от качества украинской власти, которая будет править страной в 2017 году. В данный момент "оранжевая" коалиция хочет, чтобы российский флот побыстрее покинул Крым. Она надеется, что до 2017 года Украина вступит в НАТО и в Крыму появятся натовские базы. Фактически Украина таким образом стремится отгородиться от России.
Для представителей восточно-украинской элиты такая перспектива изоляции станет геополитической катастрофой. Эти силы никогда не смирятся с тем, что НАТО будет "охранять" Крым от их восточного соседа. Поэтому, скорее всего, Москве и Киеву предстоит пройти стадию сложнейших переговоров о будущем Черноморской базы.
ВТО - это также непростой вопрос в российско-украинских отношениях. Украина через свое вступление в эту организацию рискует лишиться части суверенитета над своей государственной финансовой системой. Страховые компании этой страны вряд ли будут процветать после того, как на страховой рынок Украины войдут иностранные страховщики. Но с другой стороны, Киев по желанию своих европейских партнеров быстрее интегрируется в западный мир с помощью ВТО. Эта цель была поставлена, и она будет реализована. Но она, как ожидают, негативно скажется на отношениях Украины с Россией и такими государствами, как Казахстан.
Что касается Москвы, то часть ее элиты поддерживает вступление России в ВТО. Но есть и группировки, которые всеми силами затягивают этот процесс и ждут, когда страна накачает мускулы, чтобы быть в паритетном положении с европейской и американской экономиками. И не оказаться в роли слабого, как это может произойти с Украиной в ВТО.
В данный момент самой неоднозначной фигурой в украинской политике остается Тимошенко. Во многих российско-украинских конфликтах виновата именно она. Тимошенко хочет во что бы то ни стало прийти к власти в Украине. Ради этой цели она готова на все: на конфликты и на сближение с Россией - в зависимости от того, что ей будет выгодно в определенный исторический момент. Если ей будет выгоднее завоевать положение в "оранжевой" коалиции и сместить президента Виктора Ющенко, она будет выступать с антироссийских позиций. Тимошенко - это яркий пример популистского политика, которые успешно действуют на постсоветском пространстве и не только на Украине. Но это не значит, что Москва не сможет найти общий язык с Тимошенко. Надо просто учитывать ее психологические особенности и политические цели и уметь ими манипулировать.
Между Москвой и НАТО
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:
- Российско-украинские отношения, несмотря на подчеркнутое стремление части украинской элиты обособиться от России, выглядят удивительно хорошими. Это взаимоотношения дружественных держав, которые имеют для обсуждения множество мелких вопросов.
Действительно, Украина не хочет сотрудничать в рамках СНГ, но это сегодня не столь важно. Некоторые политические аспекты российско-украинских отношений, в том числе исторические споры вокруг голодомора, связаны с тем, что часть украинской элиты все еще чувствует себя неуверенно. Она не хочет признавать, что голодомор организовали не только русские, но и находящиеся во главе СССР представители Украины. И от голодомора пострадала не одна Украина. Но и мы не вспоминаем пока о массовом уничтожении петлюровцами евреев.
Я думаю, что договоренности по поставкам в Украину газа будут достигнуты. Конечно, украинцы пытаются играть на болезненном чувстве уязвленности Европы, но совершенно очевидно, что точка зрения России на эту проблему неоспорима.
Чтобы Европа в газовом споре России и Украины не принимала сторону Киева, нам не нужно слишком жестко давить на своих партнеров. Но не следует и уступать. В конце концов Европа - это не только честное и комфортное существование наций, но и специальные интересы тех или иных стран. Нужно это понимать и строить свои отношения с Европой на дружеской и прагматической основе. Украина иногда пытается играть на наших противоречиях с Брюсселем. Это нужно учитывать.
Рассуждать о сохранении базы российского флота в Украине после 2017 года сейчас просто смешно. Через десять лет мир будет другим. К тому времени либо Россия сумеет перебазировать свой флот, либо мы достигнем новых договоренностей по этому поводу с Киевом.
Гораздо более актуальным остается вопрос о вступлении Украины в НАТО, к которому ее всячески подстегивают. Это действительно проблема для дружественных отношений Москвы и Киева, которая может создать синдром "уязвленной нации".
Особенно если вступление в НАТО потребует создания режима реальной границы. Такой шаг будет иметь просто катастрофические последствия для Украины и весьма неприятные для России.
То, что Украина вступила в ВТО и может "задержать" присоединение России к этому клубу, ни в коей мере не противоречит интересам нашей страны. По крайней мере, в ближайшие годы Россия только выиграет от того, что не является членом ВТО. Хотя в долгосрочной перспективе, я думаю, что проиграет. Украине членство в ВТО Запад преподнес в качестве доброго подарка, а на нас пытаются давить. Однако Россия сейчас не готова ничего отдавать за вступление в эту организацию. Членство в ВТО не является самоцелью. Мы просто ждем и ведем переговоры.
Что касается нового премьера Украины, очевидно, что Юлия Тимошенко хочет стать "великой княгиней" Киевской Руси. И у нее есть для этого хорошие шансы. Юлия Владимировна - женщина очень практичная, с ней можно договариваться. Правда, пока еще не известно, насколько она способна держать слово. Одна из главных проблем России последних лет заключалась в ее неспособности сотрудничать с Украиной. В том числе и потому, что наши коллеги из Киева часто оказывались не готовыми придерживаться достигнутых соглашений.