Наши критерии среднего класса не должны расходиться с мировой практикой

Существует три группы критериев, по которым в развитых странах определяют средний класс.

Первый - доходы человека. Второй - его социальный статус. Уровень образования, значимость профессии. И третий - самоидентификация, то есть к какому классу человек сам себя относит.

Эти параметры не всегда совпадают. А в нашей стране, считают эксперты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), они вообще могут гасить друг друга. Например, человек имеет достаточно высокие доходы, но получил их не самым честным путем. Понятно, что он не может претендовать на необходимый социальный статус в обществе. И наоборот, наши врачи, учителя, ученые имеют высокий социально-про фессио наль ный статус, но по доходам в целом никак не могут быть отнесены к среднему классу. А уж на то, как люди себя сами ощущают, вообще трудно ориентироваться. Чуть-чуть прибавили зарплату, и человеку уже кажется, что он поднялся - "перешел" в средний класс.

Необходимо выработать четкие критерии среднего класса, настаивают эксперты. И желательно, чтобы они не расходились с мировой практикой.

В Концепции развития России до 2020 года к среднему классу отнесены люди с доходом свыше 6 прожиточных минимумов, имеющие автомобиль, банковские сбережения и регулярно отдыхающие за границей. Однако, считают эксперты ВЦУЖ, некорректно оценивать средний класс только по уровню доходов, не учитывая жилищную обеспеченность. А с учетом этого критерия средний класс, по их оценкам, составляет сегодня не 20 процентов населения, а вдвое меньше.