14.02.2008 00:00
    Поделиться

    Инвестиции в образование: Отдача есть уже сейчас

    Что такое инвестиции в человека? Это прежде всего вложение в его образование - инвестиции в школы и вузы, в карьерный рост молодого специалиста, в подготовку кадров.

    Вкладывая в образование, страна вкладывает в свое будущее. Вот уже третий год лучшие школы и вузы, талантливая молодежь, учителя получают мощную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта. Уже более 10 тысяч школьников, студентов и аспирантов - победителей различных соревнований, олимпиад и конкурсов - государство поддержало солидными "вливаниями" - по 60 и 30 тысяч рублей.

    Отдача есть, да еще какая: российские школьники всегда были традиционно лучшими в мире по математике, химии, информатике. Но в прошлом году мы побили в олимпиадах негласный рекорд: юные Лобачевские завоевали на Международной математической олимпиаде во Вьетнаме сразу пять золотых и одну серебряную медаль, став абсолютными чемпионами.

    Ежегодно 3 тысячам лучших школ, приславших на конкурс нацпроекта свои инновационные программы развития, вручается грант на 1 миллион рублей. У высших учебных заведений гранты еще весомее: на сегодняшний день 57 лучших вузов страны по итогам конкурса реализуют свой потенциал благодаря господдержке - до 1 миллиарда рублей каждому. И уже 20 тысяч учителей добавили к своей зар плате по 100 тысяч рублей каждый.

    А на сегодняшний день завершен уникальный по мировым масштабам проект - все российские школы (а их более 52 тысяч) подключены к сети Интернет.

    Учеба по стандарту

    прямая речь

    Сегодня уже очевидно: мощная финансовая поддержка образования будет вдвойне эффективной, если образовательная система вберет в себя самые современные знания и технологии.

    Поставлена важнейшая задача - перейти к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Минобрнауки сейчас разрабатывает эти стандарты, соответствующий закон о них уже принят.

    - До сих пор образовательные стандарты были жестко регламентированы. Федеральный компонент - предметы, обязательные для изучения на всей территории России, - говорит министр образования и науки Андрей Фурсенко. - Он составляет 75 процентов. Еще 15 процентов - доля регионов. Сюда входят предметы, которые могут вводиться для школ только определенного субъекта. Еще 10 процентов отдается непосредственно школам.

    Теперь мы предлагаем ввести базовый стандарт - 70 процентов предметов и вариативную часть, которая составит 30 процентов. Кто будет эту часть определять - школа ли, регион ли, - это решение должно приниматься уже на местах.

    Но кроме предметного наполнения новые стандарты будут нести еще одну очень важную функцию: упор делается не на содержание учебного курса, а на то, что ученик будет знать "на выходе".

    подробности

    Чему и как теперь будут учить в школах? Об этом корреспондент "РГ" беседует с членом-корреспондентом РАО, гендиректором издательства "Просвещение" Александром Кондаковым.

    Российская газета: Александр Михайлович, на какой стадии сейчас находятся новые образовательные стандарты для школы?

    Александр Кондаков: Разработаны все основные документы, определяющие идеологию и методологию стандарта. Готов весь пакет документов для введения с 1 сентября 2008 года в регионах апробации стандартов в начальной школе. Уже есть проекты основных документов и для основной школы - начало апробации новых стандартов там ожидается с 1 сентября 2009 года, а в 2010-м - для старшеклассников.

    РГ: В чем главное отличие новых образовательных стандартов?

    Кондаков: Предыдущие варианты стандарта разрабатывались образовательным сообществом и фактически сводились к предметным программам, что в итоге привело к их "разбуханию" и перегрузке школьников. В новой редакции под стандартом мы подразумеваем не некий набор дидактических единиц, которые ребенок должен усвоить, а совокупность требований - каким видят семья, общество и государство своего ребенка, будущего работника и гражданина. Новый стандарт для нас - это общественный договор. Существенное отличие - результат образования личностный, а не предметный. Задача учителя - сформировать основные компетенции, которыми овладеет личность в процессе образования, а не только сам предмет: знает ли школьник, сколько будет дважды два.

    РГ: А что такое компетенция?

    Кондаков: В данном случае - это способность человека применять те умения и навыки, которые он получил в школе, в повседневной жизни.

    РГ: Почему потребовалось обновлять образовательные стандарты?

    Кондаков: Отмечу, что это - не обновление стандартов. Это иной подход к пониманию стандартов - второе поколение. Уже дважды происходило обновление стандартов (в 1998 году и в 2004-м), но они остались практически прежними.

    А сегодня, когда мир находится в очень высокой динамике развития, знания обновляются, при старом подходе мы никогда не успеем за этим процессом, и стандарты придется обновлять ежегодно. Поэтому стандарты второго поколения диктуют нам не просто "транслировать" знания в голову ребенка, а научить его самостоятельно добывать знания, использовать их в повседневной деятельности.

    РГ: А какой предмет сложнее всего поддается модернизации?

    Кондаков: При такой модернизации самым сложным "предметом" является учитель. Причем любого предмета. Именно ему придется освоить новые педагогические технологии, новую систему отработки и оценки знаний при сохранении традиций фундаментального российского образования.

    Между тем

    Что нового ждать студентам и вузовским преподавателям? Об этом рассказывает заместитель директора департамента госполитики в образовании минобрнауки Нелли Розина:

    - Раньше мы четко говорили: сколько часов нужно читать, например, курс теоретической механики, сколько - электротехники. Теперь вузы имеют право устанавливать это сами. Второе отличие - жестко прописаны условия реализации образовательных программ. Допустим, нельзя готовить технолога машиностроения без лаборатории по прочности материалов, без кабинетов по начертательной геометрии.

    Поделиться