Новости

14.02.2008 00:00
Рубрика: Общество

Инвестиции в человека

Что такое инвестиции в человека? Это прежде всего вложение в его образование - инвестиции в школы и вузы, в карьерный рост молодого специалиста, в подготовку кадров.

Вкладывая в образование, страна вкладывает в свое будущее. Вот уже третий год лучшие школы и вузы, талантливая молодежь, учителя получают мощную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта. Уже более 10 тысяч школьников, студентов и аспирантов - победителей различных соревнований, олимпиад и конкурсов - государство поддержало солидными "вливаниями" - по 60 и 30 тысяч рублей.

Отдача есть, да еще какая: российские школьники всегда были традиционно лучшими в мире по математике, химии, информатике. Но в прошлом году мы побили в олимпиадах негласный рекорд: юные Лобачевские завоевали на Международной математической олимпиаде во Вьетнаме сразу пять золотых и одну серебряную медаль, став абсолютными чемпионами.

Ежегодно 3 тысячам лучших школ, приславших на конкурс нацпроекта свои инновационные программы развития, вручается грант на 1 миллион рублей. У высших учебных заведений гранты еще весомее: на сегодняшний день 57 лучших вузов страны по итогам конкурса реализуют свой потенциал благодаря господдержке - до 1 миллиарда рублей каждому. И уже 20 тысяч учителей добавили к своей зар плате по 100 тысяч рублей каждый.

А на сегодняшний день завершен уникальный по мировым масштабам проект - все российские школы (а их более 52 тысяч) подключены к сети Интернет.

Учеба по стандарту

прямая речь

Сегодня уже очевидно: мощная финансовая поддержка образования будет вдвойне эффективной, если образовательная система вберет в себя самые современные знания и технологии.

Поставлена важнейшая задача - перейти к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Минобрнауки сейчас разрабатывает эти стандарты, соответствующий закон о них уже принят.

- До сих пор образовательные стандарты были жестко регламентированы. Федеральный компонент - предметы, обязательные для изучения на всей территории России, - говорит министр образования и науки Андрей Фурсенко. - Он составляет 75 процентов. Еще 15 процентов - доля регионов. Сюда входят предметы, которые могут вводиться для школ только определенного субъекта. Еще 10 процентов отдается непосредственно школам.

Теперь мы предлагаем ввести базовый стандарт - 70 процентов предметов и вариативную часть, которая составит 30 процентов. Кто будет эту часть определять - школа ли, регион ли, - это решение должно приниматься уже на местах.

Но кроме предметного наполнения новые стандарты будут нести еще одну очень важную функцию: упор делается не на содержание учебного курса, а на то, что ученик будет знать "на выходе".

подробности

Чему и как теперь будут учить в школах? Об этом корреспондент "РГ" беседует с членом-корреспондентом РАО, гендиректором издательства "Просвещение" Александром Кондаковым.

Российская газета: Александр Михайлович, на какой стадии сейчас находятся новые образовательные стандарты для школы?

Александр Кондаков: Разработаны все основные документы, определяющие идеологию и методологию стандарта. Готов весь пакет документов для введения с 1 сентября 2008 года в регионах апробации стандартов в начальной школе. Уже есть проекты основных документов и для основной школы - начало апробации новых стандартов там ожидается с 1 сентября 2009 года, а в 2010-м - для старшеклассников.

РГ: В чем главное отличие новых образовательных стандартов?

Кондаков: Предыдущие варианты стандарта разрабатывались образовательным сообществом и фактически сводились к предметным программам, что в итоге привело к их "разбуханию" и перегрузке школьников. В новой редакции под стандартом мы подразумеваем не некий набор дидактических единиц, которые ребенок должен усвоить, а совокупность требований - каким видят семья, общество и государство своего ребенка, будущего работника и гражданина. Новый стандарт для нас - это общественный договор. Существенное отличие - результат образования личностный, а не предметный. Задача учителя - сформировать основные компетенции, которыми овладеет личность в процессе образования, а не только сам предмет: знает ли школьник, сколько будет дважды два.

РГ: А что такое компетенция?

Кондаков: В данном случае - это способность человека применять те умения и навыки, которые он получил в школе, в повседневной жизни.

РГ: Почему потребовалось обновлять образовательные стандарты?

Кондаков: Отмечу, что это - не обновление стандартов. Это иной подход к пониманию стандартов - второе поколение. Уже дважды происходило обновление стандартов (в 1998 году и в 2004-м), но они остались практически прежними.

А сегодня, когда мир находится в очень высокой динамике развития, знания обновляются, при старом подходе мы никогда не успеем за этим процессом, и стандарты придется обновлять ежегодно. Поэтому стандарты второго поколения диктуют нам не просто "транслировать" знания в голову ребенка, а научить его самостоятельно добывать знания, использовать их в повседневной деятельности.

РГ: А какой предмет сложнее всего поддается модернизации?

Кондаков: При такой модернизации самым сложным "предметом" является учитель. Причем любого предмета. Именно ему придется освоить новые педагогические технологии, новую систему отработки и оценки знаний при сохранении традиций фундаментального российского образования.

Между тем

Что нового ждать студентам и вузовским преподавателям? Об этом рассказывает заместитель директора департамента госполитики в образовании минобрнауки Нелли Розина:

- Раньше мы четко говорили: сколько часов нужно читать, например, курс теоретической механики, сколько - электротехники. Теперь вузы имеют право устанавливать это сами. Второе отличие - жестко прописаны условия реализации образовательных программ. Допустим, нельзя готовить технолога машиностроения без лаборатории по прочности материалов, без кабинетов по начертательной геометрии.

Общество Образование Власть Работа власти Внутренняя политика Национальный проект "Образование" Реформа образования