14.02.2008 01:00
    Поделиться

    Научно-внедренческие зоны распространятся по всей столице

    Российская столица была и останется промышленным центром России. Так заявил вчера на "Деловом завтраке" в "РГ" министр науки и промышленной политики города Москвы Евгений Пантелеев.

    Но это будет уже совсем другая промышленность, не та, трубы которой коптят небо, загрязняют Москву-реку и землю до такой степени, что прежде чем построить на ней что-нибудь, грунт дешевле просто вывезти, чем реабилитировать. На тему, когда же начнется новая эра, что думают по этому поводу власти и сами москвичи, и шел вчера разговор в редакции с министром московского правительства.

    Российская газета: Евгений Алексеевич! На протяжении последних лет московские власти настойчиво выступали за развитие реального сектора экономики, превращение России из сырьевого придатка в государство, делающее ставку на инновационные технологии. В стратегии развития страны до 2020 года, недавно представленной президентом на Госсовете, вы нашли созвучие тому, за что боролись?

    Евгений Пантелеев: Нашел. Именно с этого тезиса по сути начинается План Путина. Московские власти этому радуются вдвойне хотя бы потому, что я отлично помню, как в начале 2000 года на одном из съездов Российского союза промышленников и предпринимателей, услышав термин "промышленная политика", президент бросил в зал: а что это такое? Лоббирование одних интересов на счет других? И вот какая эволюция произошла за эти годы. Я считаю, что э0то просто здорово! Ведь понимание важности развития реального сектора экономики теперь ощущается не только в словах главы государства, но и на уровне всех структур - как федерального правительства, так и региональных властей. Это дает уверенность в том, что для инновационной экономики с каждым днем будут создаваться все более благоприятные условия.

    РГ: Слово инновации стало модным. Но что за ним скрывается? Объясните, пожалуйста, на примере той же Москвы.

    Пантелеев: Переход работы промышленного комплекса с одной модели на другую не может произойти в один момент. Он растянут во времени. В советские времена был Госплан, Госснаб. У каждого предприятия, даже имеющего давно устаревшее оборудование, был заказ. Поэтому люди там работали, получали деньги. В наши дни такие предприятия встретились с колоссальными трудностями. Многие вообще были вынуждены прекратить свою деятельность. Сначала это воспринималось трагично. Потом стало приходить понимание, что дорога на рынок не закрыта, ее можно преодолеть - за счет снижения цены, повышения качества... И, наконец, пришло осознание того, что всего этого невозможно добиться без науки. Только с ней можно найти новые технологии, новые материалы. Так собственно и родилось инновационное направление, без которого невозможно не только нормальное промышленное производство, но и развитие транспорта, связи, да фактически любой отрасли городского хозяйства... В стране появилась законодательная база, поощряющая движение в этом направлении с помощью различных льгот и налогов. Создаются целые научно-внедренческие особые экономические зоны.

    РГ: Вместе с федеральными властями столица создает такую зону в Зеленограде. На каком этапе находится этот процесс?

    Пантелеев: Первые четыре резидента уже зарегистрированы.

    РГ: Что, больше нет желающих?

    Пантелеев: Почему же? Работа по оформлению документов ведется с 20 участниками, еще несколько десятков изучают ситуацию. Думаю, что основной поток резидентов хлынет года через два, когда Москва закончит создание полной инфраструктуры для успешной деятельности этой зоны.

    РГ: Словом, московская Силиконовая долина ограничена рамками Зеленограда. А что ждет остальную промышленность, среди которой еще немало кандидатов в банкроты?

    Пантелеев: А нужно ли спасать тех, кто живет вчерашним днем? Тем более что для всех, кто работает сейчас на устаревших производствах, в Москве найдется работа поинтереснее. В течение ближайших трех лет город намерен организовать еще минимум 5-6 инновационных территорий в разных районах города.

    РГ: Где именно?

    Пантелеев: Например, на базе авиационного завода им. Чернышова планируется создать кластерную систему, которая объединит авиастроение и турбиностроение. На базе бывшего АЗЛК готовится база для большого количества предприятий по производству комплектующих для автомобилестроения, на базе института пластмасс возникнет парк химических инноваций и так далее.

    (Полный отчет с "Делового завтрака" с Евгением Пантелеевым будет опубликован в одном из ближайших номеров)

    Поделиться