Белорусские историки обратились к жителям нашего края с просьбой помочь со сбором материала для сборника "Граница в лицах и событиях".
Составители предполагают на основе широкого привлечения архивных материалов, воспоминаний участников событий восстановить ранее неизвестные страницы трагических первых дней войны и рассказать о массовом героизме пограничников Белорусского пограничного округа. Среди них было немало выходцев из Алтайского края.
Белорусские исследователи сейчас уточняют биографические данные наших земляков. В свою очередь, некоторые данные, предоставленные минскими исследователями, оказались ценными для местных краеведов.
Выяснилось, например, что в "Книге памяти Алтайского края" не хватает нескольких фамилий наших земляков, встретивших войну в Белорусском пограничном округе. Это касается, в частности, Василия Ивановича Фурсова из села Долганка Крутихинского района. В 1941 году он был заместителем начальника по политчасти 106-го погранотряда, дислоцировавшегося в литовском городе Таураге. В штабе этого же погранотряда служил и уроженец села Тырышкино Сычевского сельсовета капитан Иван Золотенин. Погиб Иван Иванович там же, в Литве.
Не нашлось места в нашей "Книге памяти" и старшему лейтенанту Захару Погребняку. Уроженец Панкрушихинского района начал войну в легендарном Бресте в составе 17-го погранотряда. Погиб Захар Моисеевич 10 мая 1943 года.
Незаслуженно забытым на малой родине оказался и другой защитник Брестской крепости - барнаулец Федор Мельников. К сожалению, имени Федора Михайловича нет ни в "Книге памяти" Алтайского края, ни на стенах Мемориала погибшим барнаульцам. Старший лейтенант Мельников служил начальником курсов шоферов погранвойск НКВД Белоруссии в Бресте. Он стал одним из руководителей обороны на Тереспольском укреплении Брестской крепости. Погиб Федор Мельников 28 июня в Брестской крепости. Место захоронения не установлено.
Драматично сложилась судьба Михаила Жабина из Змеиногорского района. Михаил Александрович до последнего числился пропавшим без вести. Теперь известно, что 30 июня 1941 года пограничник при попытке вырваться из окружения попал в плен. В графе лагерной карточки военнопленного № 114778, куда немцами скрупулезно заносились данные о родственниках (даже девичья фамилия матери!), указан адрес отца: "Деревня Барановка, Змеиногорский район, Алтайский край". Из карточки можно также узнать, что до призыва в армию Михаил Жабин трудился бригадиром тракторной бригады. Умер Михаил Александрович 6 декабря 1941 года от истощения и болезней в Саксонии на месте бывшего полигона Цайтхайн. Из поступивших в июле 10677 первых советских пленных в этом лагере в живых в апреле 1942 года оставалось лишь 3729... В рамках международного проекта "Советские и немецкие военнопленные и интернированные" исследователям удалось выяснить, что на кладбищах Цайтхайна захоронено более 30 тысяч русских военнопленных. Михаил Александрович похоронен в могиле 18-го квартала 7-го бывшего лагерного кладбища.
Судьбу Михаила Жабина разделил его сослуживец по тому же 87-му Ломжинскому погранотряду - Георгий Федорович Ванеев, уроженец села Ивановка Калманского района.
Общими усилиями историков также уточнены места захоронения братьев Василия и Павла Капустиных из Волчихинского района Алтайского края.