Власти Осетии не справляются с бытовыми отходами

В республике скопилось около 3,5 миллиона тонн твердых бытовых отходов (ТБО) первого-пятого классов опасности. Проблема их утилизации стоит достаточно остро: ни один полигон в регионе не соответствует нормативным требованиям.

В регионе собираются строить мусороперерабатывающий завод, который будет работать по безотходной технологии.

В одной куче

В республике 135 населенных пунктов. По данным Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО - Алании (Роспотребнадзора), полигоны по утилизации ТБО имеются только в 11, причем говорить об их удовлетворительном состоянии не приходится.

- На сегодняшний день имеющиеся полигоны можно назвать условно-санкционированными: среди них нет ни одного лицензированного управлением Ростехнадзора, - рассказывает министр охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО - Алании Таймураз Мильдзихов. - И это объяснимо: они должны быть обустроены в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, основным из которых является наличие отводов земельных участков, водоснабжения и канализационных сетей. Практически везде нарушается технология захоронения отходов. Внушительная часть мусора попадает на стихийные, несанкционированные свалки.

Их количество не берутся назвать даже специалисты. Регулярно проводимые месячники по очистке и благоустройству территорий лишь незначительно и ненадолго улучшают ситуацию. Ведь в большинстве сельских населенных пунктов нет не только санкционированных полигонов ТБО, но и не ведется организованный вывоз мусора. Свалки устраиваются на окраинах городов и сел, вдоль автомобильных дорог и даже в водоохранных и рекреационных зонах.

- Система очистки населенных пунктов крайне несовершенна, не соблюдаются даже плановые сроки, - поясняет заместитель руководителя Роспотребнадзора по Северной Осетии Наталья Меркулова. - Население вывозит отходы самостоятельно, в результате мы сталкиваемся с тем, что на несанкционированных свалках оказываются токсичные вещества: ртутьсодержащие приборы, лекарственные средства, ядохимикаты и другие. Это приводит к интенсивному загрязнению почвы тяжелыми металлами.

Немало сложностей возникает и с полигонами отходов предприятий. А использование в качестве сырья на спиртопроизводящих предприятиях мелассы, являющейся отходами переработки сахарной свеклы, усугубило и без того нелицеприятную картину. Ни на одном из производств, занимающихся переработкой мелассы, не установлены системы очистки. До недавнего времени высокотоксичные послемелассовые отходы сбрасывались в открытые водоемы и канализационные коллекторы населенных пунктов. После проверок министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов противозаконная деятельность нескольких предприятий была приостановлена, а по одному уже подан иск в арбитражный суд.

- В нынешних условиях самая больная тема для нас - отсутствие разделения отходов, - отмечает Таймураз Мильдзихов. - Нередко бытовые и промышленные отходы различных классов опасности оказываются в одной куче. Естественно, негативные последствия от этого только возрастают.

Безотходное решение

Как же переломить ситуацию? Согласно закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" за сбор, вывоз, утилизацию и переработку мусора отвечают органы местного самоуправления. Специалисты минприроды и Роспотребнадзора регулярно выписывают администрациям предписания и налагают штрафы. Но воз, вернее, мусор, остается на месте.

- Честно говоря, обвинять местные администрации в сознательном бездействии нельзя. Вся проблема упирается в отсутствие финансирования, - считает Наталья Меркулова. - Совместно с комитетом жилищно-коммунального хозяйства нами разработана программа, предусматривающая строительство и обустройство полигонов и мусороперерабатывающих заводов на территории республики. Но эти мероприятия требуют огромных средств, которые должны выделяться из местных бюджетов. Откуда миллионы у районов?

Получается, что несмотря на наличие федеральной и республиканской нормативной базы в сфере утилизации отходов, в том числе целевой программы "Отходы", предпринять конкретные меры довольно тяжело.

- Без соответствующего финансирования говорить о каких-либо позитивных сдвигах не имеет смысла. Но я бы затронул еще один аспект - сознание наших граждан. Люди в основном пока не готовы к тому, чтобы выбрасывать мусор по видам: отдельно бумагу, полиэтилен, пищевые отходы и так далее. Между тем будь у нас хотя бы такое первичное разделение, состояние наших полигонов было бы гораздо лучше, - отмечает Таймураз Мильдзихов.

По мнению министра, реальным решением проблемы утилизации отходов в Северной Осетии может стать строительство мусороперерабатывающего завода (МПЗ). Несколько лет назад подобное предприятие было построено во Владикавказе, но удовлетворить потребности города, не говоря уже о республике, оно оказалось не в состоянии. Сейчас завод простаивает. Но есть конкретные предложения о сооружении нового современного МПЗ. Глубина переработки отходов составит 80 процентов, из оставшихся 20 процентов еще 15 можно будет превращать в компост и вывозить на поля.
- Фактически производство будет почти безотходным. Мы сможем разобрать те завалы отходов, которые накопились в регионе и не допускать в дальнейшем ухудшения ситуации. Пока трудно более детально обрисовать проект, но хочется верить, что в ближайшие годы его удастся реализовать, - утверждает Мильдзихов.

Комментарий

Олег Датиев, консультант комитета по вопросам ЖКХ и строительной политике парламента РСО - Алании:

- Проблема действительно очень остра. С каждым годом и во Владикавказе, и в районах Северной Осетии мусора становится все больше. Требуются новые площади под обустройство полигонов, но в нашем малоземельном регионе такой возможности нет. К тому же для начала нужно привести в порядок уже имеющиеся места захоронения отходов. Население платит не только за вывоз мусора, но и за переработку и утилизацию и вправе рассчитывать на соответствующие услуги муниципальных организаций. В ближайшее время сложившуюся обстановку обсудит наш комитет. Будем активизировать работу с правительством и органами местного самоуправления, совместно искать выход, изыскивать средства как из республиканского, так и районных бюджетов. Никто не спорит, местные бюджеты достаточно скудные, но необходимо понимать, что экономить в данном случае себе дороже. В нынешних условиях решение в новых технологиях: нужно строить мусороперерабатывающие и мусоросортирующие предприятия. Иного пути нет.