14.02.2008 02:00
    Поделиться

    Карен Шахназаров: Надо вкалывать. В чем-то отказывать себе

    Перестать быть страной, догоняющей Португалию. Поставить перед Россией насущные задачи, позволяющие ей сделать первоклассные достижения и вернуть себе позиции лидера.

    Эти темы, заявленные в выступлении президента на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года", мы обсуждаем с режиссером Кареном Шахназаровым.

    Российская газета: Карен Георгиевич, от какого достижения страны у вас лично захватывало дух?

    Карен Шахназаров: От полета Гагарина. Я был маленький, во времена наших главных космических достижений мне было 7-8-10 лет. Но хорошо помню нечеловеческую радость, которая захватывала и нас, детей. Я никогда не испытывал ничего подобного. Это было совершенно необыкновенное чувство, его испытывал весь народ. Эти события вызывали необыкновенный энтузиазм.

    Я думаю, что это было высшее достижение России за всю ее историю, столь качественно новым оно было. Все открытия ведь были на Земле, а тут мы начали принципиально новую эпоху в жизни человечества. И пальма первенства вызывала необыкновенное чувство гордости. Советское время принесло немало достижений, кроме космоса ведь были и первые реактивные гражданские самолеты...

    РГ: Можно ли вернуть России лидерские начала?

    Шахназаров: Я думаю, что в принципе можно. Особенно если учесть, что тот же выход в космос не требовал вековой подготовки, чтобы появилась гигантская космическая и авиационная индустрия, было достаточно серьезных усилий на протяжении 20-30 лет. Эти мощнейшие достижения требовали не столько долгого времени, сколько того, что называется "заняться вопросом серьезно". К тому же прорывы часто требуют усилий "сверху", и в других странах тоже - это не наша специфика. Сами собой они не случаются. Как правило, нужны национальные программы - грамотные и талантливые. И волевые люди в руководстве этими программами.

    РГ: Можно ли сделать российское кино лидирующим по такой программе?

    Шахназаров: Если речь о киноиндустрии России, то она в последние 10 лет и так в первоклассном состоянии. Мы сегодня не уступаем здесь никому - ни в Европе, ни в мире. Мало кто обращает на это внимания, а это редкая область в современной России, которая реально прогрессировала по сравнению с советским периодом. Я это говорю как человек, который работал и в том, и в другом времени. Кинотехнологии сегодня у нас на высоте, мы совершило скачок вперед.

    РГ: Может быть, что наши достижения последних 10-20 лет не инвентаризированы...

    Шахназаров: Может быть, и надо разобраться в реальном состоянии тех или иных сфер, в наличествующих достижениях и упадках. Но подъем киноиндустрии точно произошел в последнее десятилетие.

    РГ: А в сфере киноискусства?

    Шахназаров: О прорывах в искусстве говорить трудно. Потому что искусство - это не штурм Зимнего дворца. Я бы не сказал, что у нас большие достижения в творчестве. По-моему, советское кино с точки зрения творческой составляющей выше российского. Оно более богато художественными идеями, талантливыми мастерами. Не знаю, может, российское искусство когда-нибудь и превзойдет тот уровень. Но сегодня, я считаю, оно находится в кризисе. Можно утешать себя тем, что в кризисе находится искусство и в Европе, и в Азии, не мы одни такие.

    РГ: Лидерство в кино - это лидерство идей, пониманий... Почему сегодня мы не лидируем в художественном осмыслении мира?

    Шахназаров: Очень сложно отвечать на такие вопросы. Почему в 20-е годы в разрушенной советской стране вроде бы без всяких предпосылок возникло великое кино Эйзенштейна, Пудовкина? Вроде бы никаких особенных материальных предпосылок и централизованных волевых усилий не наблюдалось, а сегодня кино весьма посредственное.

    РГ: Каков, по-вашему, социально-психологический характер современного российского общества?

    Шахназаров: Когда я слышу разговоры о дефиците идей, скептически думаю, что в нашем обществе сейчас одна идея лидирует - зарабатывать деньги. Мне наше общество сегодня кажется более потребительским и меркантильным, чем западное. В США недавно вышел новый перевод "Войны и мира", чуть ли не 600-тысячным тиражом, и вмиг разошелся. А в России не продадут сегодня такой тираж "Войны и мира".

    РГ: Как же до потребительского общества дойдет месседж мобилизационного по сути выступления президента?

    Шахназаров: Это очень серьезный вопрос. Насколько общество соответствует поставленным задачам? Готово ли оно к тому, что заявил президент? Аплодировать - да, готово. Но это же надо не только аплодировать. Это же надо вкалывать. В чем-то отказывать себе.

    Поделиться