Лео Бокерия: Очень многое зависит от самого человека, но и государство должно изменить многое

Два последних года демографов порадовали: в 2006 году впервые за последние годы было зафиксировано снижение смертности, 2007-й стал рекордным (за последние 25 лет!) по приросту рождаемости.

Тем не менее пока в России человеческий "дебит" с "кредитом" не сходится: умирают все же больше, чем появляются на свет. Чтобы понять, в каком направлении нужно действовать прежде всего, стоит проанализировать причины смертности. Резервы здесь очень большие: в России традиционно много умирают от неестественных причин, причем нередко в относительно молодом возрасте.

На первом месте по заболеваемости - недуги сердца и сосудов, это причина практически каждой второй смерти. Следом идет онкология, внутренние болезни, некоторые инфекции, которые для развитых стран, мягко говоря, не характерны. Например, от туберкулеза, особенно тюремного, ежегодно погибает почти столько же людей, что и в ДТП.

60 лет
Столько живет сегодня среднестатистический россиянин. К 2020 году продолжительность жизни предстоит увеличить до 75 лет.
Из выступления Владимира Путина на заседании Госсовета

Поэтому развитие медицины, особенно в части диагностики и раннего выявления сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных заболеваний, может серьезно улучшить положение. Не менее важно и развитие высокотехнологичной медицины.

Но задача ставится гораздо шире: речь идет не только о том, чтобы серьезно укрепить некоторые направления здравоохранения, но и о системном изменении организации всех уровней медицинской помощи.

Что касается неестественных причин высокой смертности, здесь лидируют: алкоголь, большое количество несчастных случаев, прежде всего на дороге, убийства и самоубийства.

 

Побереги себя сам

алкоголь

Алкогольную смертность некоторые демографы связывают с самым высоким в мире уровнем потребления легальных и нелегальных крепких напитков.

Любопытно, что ликвидация только одной (!) этой причины покрыла бы собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обусловливающего депопуляцию России.

Тем более что с повышенным употреблением спиртного тесно увязана смертность и от других причин: травм, полученных в дорожных авариях и на производстве, убийств, самоубийств. Инфаркты и инсульты тоже нередко случаются после неумеренного возлияния.

С подпольным производством алкоголя государство активно борется. В 2006 году вступили в силу поправки о госрегулировании производства и оборота алкогольсодержащей продукции, ужесточились правила производства и продажи спиртного. Произошла смена акцизных марок, и внедрена ЕГАИС. Закрылась масса мелких торговых точек, не брезговавших продажей "паленой" водки. Результаты появились немедленно: смертность уменьшилась сразу примерно на 150 тысяч человек.

Разработана и программа, которая должна улучшить ситуацию на дорогах. Так, резкое ужесточение наказаний за нарушение водителями правил движения уже принесло первые результаты. В дополнение начинается реформа системы оказания медицинской помощи пострадавшим в авариях.

 

из первых уст

Лео Бокерия, директор НЦ ССХ им. Бакулева, президент "Лиги здоровья нации":

- Мы, кардиохирурги, очень озабочены темой сохранения здоровья. Ни в одной развитой стране мира нет такой запущенности болезней сердца и сосудов. Именно они являются основной причиной высокой смертности в нашей стране (55% от всех случаев).

Но дело не только в том, что своевременная и квалифицированная медицинская помощь доступна не всем. Причины нашего плохого здоровья шире и глубже: от плохой экологии, некачественной пищи и грязной воды и до соб ственного пренебрежительного отношения к здоровью.

Собственно, общественная организация "Лига здоровья нации", которую имею честь возглавлять, для того и создавалась, чтобы создать общественную площадку для всестороннего обсуждения этой острейшей проблемы.

Мы сделали феноменальную вещь - создали Атлас здоровья России. Впервые в отечественной истории провели региональный анализ состояния здоровья населения. И проявилась реальная картина, где виден общий уровень "жизнеспособности" разных территорий, выявились самые болевые точки, стало ясно, что нужно делать в первую очередь.

Врачи постоянно требуют исключить гиподинамию, двигаться, регулярно заниматься физическими нагрузками. Без этого с заболеваниями сердечно-сосудистой системы не справиться. Но, к сожалению, и те, кто старается следить за здоровьем, не употребляет наркотики и спиртное, не пьет, регулярно занимается спортом и в больших городах, и в малых такой возможности не имеет. Как может восстановиться очень уставший после работы человек? Ему бы пойти в бассейн, поплавать, прийти в себя. В развитых странах в любой деревне люди имеют такую возможность - ездят на велосипеде, играют в теннис, плавают. А вы можете жить в Москве на Ленинском проспекте, работать в престижном районе, а реально даже пробежаться негде. То что есть дорого, а значит, недоступно.

Медицина, как любая другая отрасль человеческой деятельности, должна иметь возможность саморазвития. У нас долгое время здравоохранение финансировалось по остаточному принципу, как и серьезные научные исследования в этой области и внедрение их результатов в практику. В результате мы имеем то, что имеем. В сердечно-сосудистой хирургии, например, из 10 тысяч наименований технических средств, необходимых при проведении всевозможных манипуляций, 9,5 тысячи мы вынуждены покупать за рубежом и платить за них огромные деньги. Справедливости ради надо подчеркнуть, что в последние годы многое сделано для развития специализированной медицины. Например, начиная с 2000 года количество операций возросло на 100%, ангиопластик (расширение сосуда с размещением в нем стента, удерживающего нормальный просвет) более чем на 300%. Но если стоимость квоты достаточна, чтобы провести типовую операцию с искусственным кровообращением, то при необходимости имплантировать некоторые варианты клапана или дефибриллятора денег уже не хватает. Я уже не говорю о том, что получить квоту на такое лечение могут далеко не все, кто нуждается в кардиохирургической помощи. Эта ситуация недопустима.

Надо искать возможности наполнить наше здравоохранение финансами. Каким образом? Надо думать, в том числе и общественности. Совершенно очевидно, что государство никогда не сможет оплатить все. Да этого и нет нигде в мире.