Наше гражданское общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни, - это неоспоримый факт.
Полностью согласен с нашим Президентом, который сказал, что лимит на революции и гражданские распри Россия исчерпала в прошлом веке. В 90-е годы наша страна прошла, что называется, "по краю". Мы прошли через большие испытания, совершили много ошибок, но страну не развалили. И в этом реальная заслуга и власти того периода, и гражданского общества.
И поэтому главное для развития нашей страны - это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии. Десятилетия нормальной жизни и целенаправленной работы. Я в этом уверен.
Говоря о роли гражданского общества в развитии Российского государства, можно прямо сказать, что по сути роль гражданского общества определяющая. Мы создаем демократию. А значит, роль общества в этих процессах - всепроникающая и незаменимая. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики.
Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее.
Уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. И строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом.
Это прежде всего свобода и справедливость. Второе - это гражданское достоинство человека. Третье - его благополучие и социальная ответственность.
Мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов, мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому и в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей.
Мы, безусловно, и дальше будем продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала. Будем "инвестировать" деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства.
Несколько слов о региональных и местных властях.
Административная ясность (то есть четкое понимание того, на каких уровнях какие решения принимаются) - это первое условие обеспечения общественной поддержки. И если власть не способна сама себя отрегулировать, то она не может получить никакой общественной поддержки. Последняя гарантирована только дееспособной и успешной властью.
Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы, так, как это во всем мире, - без указаний и распоряжений сверху.
Очевидно, что местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ним в соответствии с действующими правилами.
Повторю еще раз, потому что это крайне важная мысль: власть существует не для себя самой, а для эффективного управления страной в интересах граждан. И именно к такой модели нам нужно стремиться. К той модели, которая, по сути, основана на общественном договоре между властью и обществом, на договоре, который создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом.
Нужно ясно понимать: если мы хотим стать цивилизованным государством - нам нужно прежде всего стать государством правовым.
И, конечно, никакие ценностные правовые доктрины сами по себе не могут заменить реальное благополучие людей. Поэтому повторю: одним из наших ключевых приоритетов должен оставаться сам человек с его реальными заботами и нуждами.
Новый характер в этой связи приобрела и наша социальная политика ... Во-первых, ее главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а прежде всего сам гражданин...
И именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются довольно значительные деньги: это и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.
Нам также необходимо грамотно выстроить эффективную пенсионную систему, которая действительно обеспечивала бы нашим людям достойную старость.
Чтобы пенсии просто позволяли нашим гражданам жить по-человечески.
Хотел бы несколько слов сказать о том, как сегодня относятся к нашей стране в зарубежных государствах.
Зачастую им просто не ясно, куда движется Россия и что мы собираемся делать в перспективе.
Все эти опасения сохраняются и сегодня. И мы должны продолжать открыто и четко разъяснять наши действия и планы в экономике, в социальной сфере и в политике. Находить себе все больше союзников в мире для совместного решения актуальных международных проблем.
Вся сегодняшняя внешняя политика России абсолютно укладывается в современное понимание международных стандартов жизни.
Ни у кого не должно быть сомнений: Россия и дальше будет развиваться как страна, открытая для диалога и сотрудничества с мировым сообществом. А ее активное, влиятельное участие в международных делах будет основываться на соблюдении принципов и норм международного права, на укреплении роли ООН в решении мировых проблем. И, конечно, исходя из наших собственных интересов, на понимании меры своей ответственности за разумное развитие демократического мироустройства, за решение глобальных экономических и иных проблем.
Я уверен: у современной России есть все возможности стать благополучным, успешным государством. Очевидно, что и остальные государства в этот период продолжат свое развитие. И в принципе наше основное желание заключается в том, чтобы не упустить именно свои возможности.
Публикуется бесплатно на основании п.1 ст. 53 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Материал предоставлен зарегистрированным кандидатом в Президенты Российской Федерации Д.А. Медведевым.