В прошлом году на опасных производственных объектах произошло 207 аварий - на 3 больше, чем в 2006 году. Самыми аварийными отраслями признаны нефтегазодобыча, магистральный трубопроводный транспорт - здесь произошло 50 ЧП.
На угольных шахтах произошла 21 авария. Однако именно здесь погибло больше всего людей - 232 (против 68 в 2006 году). Всего же в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, погибли в прошлом году 489 человек.
Об этом сегодня пойдет речь на итоговой коллегии Ростехнадзора. И конечно же, разговор пойдет о том, что необходимо сделать для снижения аварийности.
Итак, что предлагает Ростехнадзор? Первое. Усилить кару за нарушение требований безопасности, за технологические и экологические нарушения, внеся изменения в Уголовный и административный кодексы.
Второе. Сейчас надзору подлежат только особо опасные объекты и только в период их строительства и эксплуатации. Руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский предлагает сосредоточить в своем ведомстве федеральные государственные надзорные функции в отношении не только опасных, но и технически сложных объектов, причем на всех стадиях их существования - от проектирования до ликвидации.
Третье. Константин Пуликовский намерен добиваться, чтобы инспектора Ростехнадзора получили право самостоятельно приостанавливать работу предприятий в случаях серьезных нарушений безопасности, а не по решению суда, как это происходит сейчас. Также предлагается ввести независимый аудит промышленной безопасности предприятий.
В этом году в поле зрения Ростехнадзора окажется немало объектов, которые прежде службу "не интересовали", а теперь, что называется, жизнь заставила. В частности, это системы обеспечения населения газом, электричеством, водой и теплом.
Будет также организован надзор за эксплуатирующими организациями систем внутридомового газового оборудования.
В поле зрения Ростехнадзора окажутся и автозаправочные станции. Предлагается ввести регистрацию автозаправок в государственном реестре опасных производственных объектов. Соответственно Ростехнадзор будет вести учет и проводить расследование причин аварий и инцидентов, происходящих на автозаправочных станциях.
Кроме того, Ростехнадзор намерен усилить проверку профпригодности руководителей предприятий. Помимо плановой аттестации, в прошлом году стали вызывать на внеочередные аттестации менеджмент тех предприятий, на которых произошли аварии с человеческими жертвами. Увы, практика показывает, что с первого раза экзамен сдают только 80 процентов руководителей. Среди получивших "неуд" - люди, которые непосредственно отвечают за технику безопасности.
Одновременно планируется усилить подготовку инспекторов самого Ростехнадзора, сделав их практически универсальными специалистами (например, один человек должен разбираться и в горном, и в строительном, и в экологическом надзоре). Параллельно будет проведена ревизия учебных заведений, готовящих рабочие кадры для опасных отраслей, в первую очередь для горной. Ведь по статистике более 60 процентов несчастных случаев происходит из-за низкой квалификации работников.