Формула этого престижного форума долгие годы была неизменной: две зарубежные звезды плюс две наших. В нынешнем "Триумфе" в Московском Доме музыки 17 февраля примет участие и вибрафонист Сергей Чернышов.
В этот раз на фестивале не будет новичков, все исполнители давно и хорошо известны. Почти все имеют культовый статус. Американский саксофонист Ли Конитц - один из основателей направления cool-jazz ("холодный" джаз) еще в 1967 году выпустил замечательный альбом Duets, где с ним сотрудничали Эдди Гомес, Элвин Джонс и Джо Хенедерсон. Мэтр и нынче в отличной импровизационной форме. А джазовый пианист кубинец Гонсало Рубалкадо, напротив, играет более "жаркий" джаз. С неукротимостью и многими колоритными "приправами", свойственными латиноамериканской музыке. В джазе он с 1990-х. Ну а Россию в этот раз будет представлять квартет санкт-петербуржца Давида Голощекина, в том же 1967 году дебютировавшего еще в оркестре Эдди Рознера. И, кстати, поигравшего джаз и на фортепиано, и на контрабасе, и не скрипке. Четвертый участник фестиваля - биг-бенд Игоря Бутмана.
Главный вдохновитель "Триумфа джаза" выступит в этот раз дважды. Игорь выйдет на сцену и со своим давним другом - вибрафонистом Сергеем Чернышовым. Еще в начале 1980-х они вместе играли в ансамбле "Аллегро" Николая Левиновского. Но в 1990-е Чернышов уехал с родителями в Мексику, где прожил 12 лет. Сейчас он вернулся и выпустил дебютный альбом, в котором исполнил массу самого разного материала: от бибопа до джазовых стилизаций русской и арабской народной музыки. Так что по сути именно на "Триумфе джаза" состоится официальное возвращение Сергея на родину.
Российская газета: Не страшно возвращаться к большой аудитории поклонников джаза на столь престижном фестивале?
Сергей Чернышов: Я уже съездил на несколько гастролей, недавно вернулся из Рязани. Но "Триумф джаза" и впрямь фестиваль особый, статусный. В нем всегда участвуют хорошие музыканты из разных стран. Ли Конница я знаю еще по пластинкам, которые собирал в детстве. Да и сами саксофонисты его очень уважают. В таких фестивалях участвовать и сложно, и просто: атмосфера замечательная и очень творческая.
Я москвич. Но мои родители убедили уехать в Мексику, где у них теперь собственный дом. Отца пригласили работать по контракту: он виолончелист, ученик Мстислава Ростроповича. А я теперь здесь. В Мексике я поиграл и с Альберто Васкесом, которого называют испанским Элвисом Пресли, и с Карлосом Сантаной, которому помогал в составе группы "Мана".
РГ: Почему вы все-таки предпочли свой довольно не традиционный инструмент?
Чернышов: Он уникальный: у каждого из вибрафонов свой звук, свое извлечение, мышление. А Гари Бертон - знаменитый американский вибрафонист, меня окончательно прибил - он слышал, как я играл в оркестре кинематографии на разбитом инструменте. После чего прислал мне в подарок сделанный на заказ инструмент из Америки. В советские времена у нас в стране таких не было. Мышление и знание Бертона определяют фортепианный подход к инструменту, знание гармонии. Мне это близко: ведь по первому образованию я классический пианист, впоследствии так увлекшийся джазом и вибрафоном...