Виктор Зубков торопит свое правительство. Впрочем, это и понятно, ему отвели не так много времени для того, чтобы добиться конкретных результатов. Но другого выхода у Зубкова нет: президент поставил задачи, которые кабинет министров должен выполнить, пусть и за короткое время.
Поэтому премьер и спрашивает со своих подчиненных по полной программе, создавая то самое необходимое напряжение. Зубков фактически пошел по пути своего предшественника Михаила Фрадкова, отстаивая снижение налогового бремени. Вчера он потребовал от руководителей федеральных органов исполнительной власти - судя по всему, от министерства финансов - подготовить собственные предложения об освобождении от налогов расходов компаний и граждан на образование и медицинское страхование, а также на софинансирование пенсионных накоплений и направить их в месячный срок в минэкономразвития.
- Наши приоритеты и глобальные задачи остаются неизменными, но в центре внимания всех наших действий становится человек, именно ему отводится роль главного объекта для госинвестирования, - объяснил Зубков.
То есть таким образом правительство надеется решить проблемы демографии, стабилизации численности населения в ближайшие годы, снижения уровня смертности более чем в полтора раза, увеличения продолжительности жизни к 2020 году до 75 лет.
- Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной, решить эти непростые задачи можно только если Россия будет развиваться по инновационному сценарию, - сказал премьер. На самом деле освобождение от налогов социальных расходов граждан - это самый легкий путь. Гораздо сложнее правительству будет договориться о выполнении другой задачи: снижении налога на добавленную стоимость (НДС).
Как известно, экс-премьер долго дискутировал с министром финансов Алексеем Кудриным и экс-министром экономического развития и торговли Германом Грефом о снижении НДС до 13 процентов. При этом бизнес периодически занимал то позицию премьера, то позицию двух его оппонентов - Кудрина и Грефа, считающих, что снижение этого налога несвоевременно. В итоге от идеи снижения НДС правительство фактически отказалось. Но теперь тема снижения НДС прозвучала уже из Кремля. Об этом буквально накануне сказал президент, чем просто "окрылил" предпринимателей. Но вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в ответ на это заявил лишь о намерении провести расчеты влияния снижения НДС на собираемость налогов, деловую активность и пока непобедимую инфляцию. Бизнес опешил, ведь сроков окончания размышлений вице-премьер не обозначил. Поэтому предприниматели и решились выставить правительству требование: снизить ставку НДС до 10 процентов начиная с 2009 года. То есть фактически потребовали от кабинета министров выполнить президентское поручение. Впрочем, об этом правительству еще придется поразмышлять. Так же, как и поторопиться. Ведь вчера Зубков призвал и министра регионального развития Дмитрия Козака разобраться в причинах, тормозящих принятие схем территориального планирования на разных уровнях. Глава кабинета напомнил о том, что фактически срываются сроки принятия федеральными, региональными властями и муниципальными образованиями документов территориального планирования, в которых должно быть определено назначение использования территорий. "Градостроительный кодекс, регламентирующий действия в этом вопросе, принят еще в декабре 2004 года, однако из-за ряда проблем принятие документов территориального планирования задерживается", - недовольно заметил Зубков. В том числе "отсутствуют картографические материалы, не предусмотрены финансовые средства, отстает нормативно-правовая база".
Дмитрий Козак не стал оправдываться за своего предшественника и объяснять, что ему, как и всему кабинету Зубкова, отвели слишком мало времени, чтобы полностью восстановить из руин региональную политику. Но премьер продолжал ставить задачи: переход к новому этапу региональной политики и формированию новых центров социально-экономического развития в Поволжье, на Урале, Юге России, Сибири и на Дальнем Востоке необходимо осуществить в ближайшие годы. По мнению премьера, он должен быть направлен на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни, комплексного развития и диверсификации экономики территорий.
Завершить разработку схем территориального планирования к 2010 году Козак вчера все же пообещал. Правда, заметил, что произойдет это в том случае, если все будут работать на пределе возможностей.
Как известно, согласно Градостроительному кодексу, который вступил в силу в 2004 году, резервирование и изъятие земель для государственных и муниципальных нужд (под строительство объектов государственной инфраструктуры) возможно только при наличии схем территориального планирования. Крайний срок утверждения этих схем переносился уже дважды. Первоначально Градостроительный кодекс предполагал, что они должны были быть утверждены к 1 января 2006 года, потом этот срок был перенесен на 2008 год, а затем - на 2010 год.
- Если сегодня мы не примем дополнительных мер, мы можем и к 2010 году не успеть. Но те меры, которые сегодня одобрены правительством, позволяют эту задачу выполнить на пределе, - сказал министр. - Мы просто не имеет права эту ситуацию оставлять. Впрочем, на региональном уровне на сегодняшний день уже утверждено семь схем территориального планирования субъектов, на муниципальном уровне - 3 тысячи схем планирования населенных пунктов. И только "на федеральном уровне исполнение пока ноль процентов", - занимался самобичеванием Козак, заметив, что "пока даже не приступали к этой работе".
Козак опроверг и сомнения в том, что принятие долгосрочных схем территориального планирования означает возврат к плановой экономике, как это было в СССР. "Абсолютно все страны с развитой экономикой давно эту работу проделали", - убеждал министр, пояснив, что схемы территориального планирования представляют собой долгосрочный план развития государственной инфраструктуры.
- Это совсем не Советский Союз, - сказал Козак. - Мы должны показать бизнесу, гражданам, как будем развивать ту инфраструктуру, которая находится в зоне ответственности органов государственной власти. В общем, бизнес получит ориентиры и инструмент для улучшения инвестиционного климата и формирования предпринимательской среды.