15.02.2008 04:48
    Поделиться

    Инспекторы ДПС РО будут оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП

    К оказанию помощи пострадавшим в авариях подключат сотрудников ГАИ

    Инспекторы ДПС будут оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Уже в этом году первая группа сотрудников ГИБДД Ростовской области пройдет обучение на базе одного из вузов Кубани. Поможет ли это снизить человеческие потери, разбирался корреспондент "РГ".

    Братья милосердия

    На дорогах Южного федерального округа идет война. Выражение хоть и образное, но по количеству погибших и раненых ДТП можно сравнивать разве что с военными действиями. В Ростовской области в прошлом году случилось шесть тысяч происшествий. Они унесли жизни 950 человек. Еще семь с половиной тысяч человек получили травмы различной степени тяжести.

    Уже сейчас на Дону зарегистрированы один миллион 200 тысяч единиц транспорта. 60 тысяч - это прирост только за прошлый год. И это отнюдь не улучшает статистику по авариям.

    - К сожалению, из-за неоказания первой медицинской помощи гибнет много людей, - говорит начальник управления ГИБДД по Ростовской области Александр Коверзин. - Медики не всегда могут приехать вовремя, особенно это касается тех случаев, когда трагедия происходит на участке федеральной трассы, где поблизости нет населенных пунктов. Очень часто причиной летального исхода бывает болевой шок. Первым на месте происшествия, как правило, оказывается сотрудник ДПС, поэтому он должен уметь правильно определить состояние пострадавшего в аварии, сделать укол.

    Ликвидацией последствий ДТП занимаются и донские поисково-спасательные подразделения. Но их не так много, да и дислокация имеющихся не позволяет успеть к месту трагедии в нужные сроки. На дорогу может уходить до четырех часов, в то время как драгоценна каждая минута. Трудности с оказанием своевременной первой помощи возникают на транспортных магистралях в северном направлении (Москва), южном (Ставрополь) и восточном (Волгоград). Впрочем, у других регионов ЮФО те же проблемы.

    В управлении ГИБДД МВД по Республике Дагестан говорят, что еще лет пять назад пытались доказать необходимость обучения постовых навыкам оказания первой медицинской помощи. Предлагали даже организовать дежурство карет "Скорой помощи" на самых аварийноопасных участках. Вопрос ставился перед правительственной комиссией по безопасности дорожного движения, но тогда инициативу не одобрили. Помешало отсутствие финансирования и дефицит врачебных бригад.

    ДТП с тяжкими последствиями происходят на трассах федерального значения, а они отдалены от центра - столицы республики Махачкалы. Значит, медиков должны были "командировать" районные медучреждения. Но у тех машин с красным крестом на борту и для своих территорий не хватало, не говоря о том, чтобы бросить силы на дорогу. Эта тема и сейчас остается открытой. Но, как заметил "РГ" руководитель группы пропаганды управления ГИБДД МВД Иса Султанов, несколько районов недавно все же выделили бригады "скорой помощи".

    - На Сулакском контрольном посту сейчас дежурят врачи, - замечает он. - Если произойдет авария, они сразу окажут помощь, ведь от умелых действий в первые тридцать минут после ДТП часто зависит жизнь пострадавших. Местное население тоже довольно. По необходимости жители обращаются за помощью к медикам. Что касается инспекторского состава, то еще в прошлом году мы совместно с МЧС и минздравом республики определили план работы, где одним из пунктов как раз проходит обучение сотрудников ДПС правилам оказания первой медпомощи в рамках служебной подготовки. Жаль только, что под рукой у них не всегда есть нужные средства и лекарства.

    - Любой человек должен уметь оказать первую помощь: остановить кровотечение, правильно уложить пострадавшего, чтобы он мог нормально дышать. К инспекторам ДПС это относится в первую очередь, и очень хорошо, что их будут этим навыкам обучать. Но другой вопрос - захотят ли они взваливать на себя дополнительные должностные обязанности? Устоявшаяся психология все равно сразу не поменяется. На это потребуется время, - считает заведующий центром медицины катастроф Ростовской областной клинической больницы Юрий Вовк.

    Нарушителей - в базу

    Увы, даже своевременное оказание медицинской помощи не решает проблему аварийности на дорогах. Если на трассах будут дежурить самые квалифицированные врачи и обученные азам первой помощи инспекторы, им все равно придется разбираться лишь с последствиями аварий.

    - Неудовлетворительное состояние дорог, плохое освещение, отсутствие тротуарных дорожек и пешеходных переходов - все это причины ДТП, - считает Александр Коверзин. - Есть претензии к автошколам. У четырех в прошлом году было приостановлено действие лицензий из-за несоответствия требованиям. В частности, в двух школах отсутствовали собственные машины - их брали у другой автошколы. В итоге ученики не получали нужного количества часов практического вождения. Очень многие водители не знают правил или не утруждают себя изучением вносимых туда изменений.

    В Ростовской области действует программа повышения безопасности дорожного движения, рассчитанная на срок до 2012 года. Помимо прочего, она предусматривает создание базы данных на автолюбителей, систематически нарушающих правила дорожного движения. Предполагается, что с ее помощью ГИБДД, региональное министерство образования и страховые компании смогут проводить адресную работу с нерадивыми водителями, а заодно контролировать качество подготовки новичков в конкретных образовательных учреждениях. Тем более что с ростом числа автомобилей на улицах число "рулевых" с минимальными навыками вождения только увеличивается.

    Вдоль трасс в Ростовской области планируется установить информационные табло с указанием телефонных номеров и мест дислокации отрядов, чтобы свидетели происшествия могли вызвать специалистов. Взаимопомощи автолюбителей, к счастью, учить не надо.

    Прямая речь

    Олег Греков, начальник пресс-службы Южного регионального центра МЧС России:

    - С приближением Олимпийских игр загруженность магистралей на Юге России, особенно тех, что имеют федеральное значение, будет расти. Поэтому для более эффективного обеспечения безопасности дорожного движения и оказания помощи пострадавшим в авариях планируется задействовать вертолеты. Сама техника у нас уже есть: она базируется в Ростове, Сочи и других крупных городах ЮФО. Сейчас мы совместно с ГИБДД изучаем возможные места расположения вертолетных площадок. Винтокрылые машины будут доставлять к местам ДТП спасателей и медиков. Кто-то скажет, что это дорого, но ведь задействуется же вертолет в случаях, когда туристы попадают в беду в горах. От происшествий на дороге страдает еще больше людей. И в том, и в другом случае самый важный фактор - время. Так что участие вертолетов в ликвидации последствий ДТП и спасении пострадавших будет очень эффективным.

    Поделиться