Повышение средней заработной платы жителям Подмосковья с 21 тысячи до 27 тысяч рублей областные власти считают одним из главных приоритетов в 2008 году. Как они намерены достигнуть этой цели? Этот вопрос корреспондент "РГ" адресовал Виктору Рушеву, начальнику Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области.
Российская газета: На заседании правительства, посвященном подведению итогов работы за 2007 год, Борис Громов установил новую планку зарплаты - к концу года в среднем по области она должна составить 27 тысяч рублей, во внебюджетной сфере - 28 тысяч. Но ведь предприятия находятся в разных условиях и зарплаты всюду разные...
Виктор Рушев: Не совсем корректная формулировка: не губернатор установил, а исполнительная власть подписала соглашение с профсоюзами и работодателями на этот счет. Конечно, у кого-то
зарплата будет 22 тысячи рублей, у кого-то - 32 тысячи. Но есть в соглашении ключевая договоренность: темп роста у всех должен быть не ниже 130 процентов. Вот за этим будем следить строго. Кстати, реальная зарплата поднимается в области значительнее быстрее, чем растут цены. Благодаря этому бедность за последние два года в области сократилась с 18,8 до 10,7 процента. Сейчас стоит задача - снизить ее вдвое.
РГ: А что делать, скажем, директору машиностроительного завода, если есть договоренность: средняя зарплата в его отрасли будет 28 тысяч. Но если руководствоваться темпами роста в 130 процентов, ее надо повышать до 29 тысяч?
Рушев: Придется повышать до 29.
РГ: Ну а не повысит он... И что же? Разве можно приказать директору коммерческого предприятия?
Рушев: Губернатор, может, и не прикажет. А вот родной коллектив или профсоюз могут выйти с предложением: давайте заключим коллективный договор. Теперь этот документ не тот, что был раньше. Это по сути мини-трудовой кодекс для коллектива: многое из того, что там записывается, имеет статус закона. Отказаться заключать договор нельзя, за это директора могут и оштрафовать. Правда, чтобы это положение стало нормой для всех, необходимо время.
РГ: В редакцию приходят письма: директор, когда брал на работу, обещал одно, на руки получаю - другое... И так у всех сотрудников. Что делать? Бастовать?
Рушев: Не стоит. Лучше сесть за "круглый стол" переговоров представителям администрации завода, профсоюзов или коллектива. "Да, могу поднять зарплату. Но для этого надо уволить половину рабочих. Согласны?" - может, сказать, например, представитель администрации. И предъявить претензии со своей стороны: "В таком-то цехе никак не освоят новое оборудование. И никак не можем добиться..." То есть должен идти разговор партнеров. Ведь все находятся в одной лодке: если хозяин теряет прибыль, то работники - доходы или работу. Вот и надо разобраться, в чем дело. Идет надувательство? Обращайтесь в инспекцию труда. Она призовет директора к порядку. Не устроило решение инспекции - подавайте в суд. Люди сами должны отстаивать свою зарплату. Она сегодня - забота не одного губернатора. Все работники должны почувствовать себя его помощниками: он бьется за наши деньги, давайте поддержим власть снизу. Просто сидеть и зубами скрипеть, что у кого-то зарплата выше моей, бесполезно.
РГ: А задолженность по зарплате у вас есть?
Рушев: О задолженности на сотни миллионов рублей область давно забыла. Но у некоторых руководителей все же случаются рецидивы. Бывает, задолжают выплаты на два-три дня. Надо, например, купить какие-то комплектующие детали. Взять у банка - придется возвращать с процентами. Вот и залезают иногда в зар-плату. Чтобы этого не было, губернатор создал специальную комиссию под председательством первого зампреда правительства Алексея Кузнецова, в которую вошли все министры. Ситуация строго отслеживается. Надеюсь, что скоро все осознают: манипулировать зарплатами себе дороже. Последуют санкции, не будет ни финансовой поддержки, ни ордена на лацкан. Но все же главная проблема, которую решает эта комиссия, - повышение зарплаты. Результаты налицо. Еще недавно в области было около 3,5 тысячи предприятий, работники которых имели зарплату ниже 10 тысяч рублей. В считаные месяцы их стало меньше на 90 процентов. Теперь цель - чтобы ни одного не осталось.
РГ: Разве можно этого добиться на предприятиях малого бизнеса? Там же кругом "черные" и "серые" зарплаты...
Рушев: В районах, как и в области, уже вносят в трехсторонние соглашения строку по уровню средней зарплаты. Теперь область добивается от них выделения отдельной графой малого бизнеса. У местной власти бизнесмены то землю просят, то еще что-нибудь. Почему бы в ответ не спросить у них справку о зарплате сотрудников? Сколько получают? Всего 7 тысяч? До свидания.
С мая минималка в Московской области составит 6 тысяч рублей. В соответствии с Трудовым кодексом она теперь узаконена. Руководители некоторых организаций пытаются платить меньше, ссылаясь на то, что федеральная минимальная зарплата всего 2300 рублей. Федеральные организации область не сможет заставить жить по своим законам. А на областные есть способ воздействовать: налоги они будут платить все равно исходя из "минималки" в 6 тысяч рублей.
РГ: На какую зарплату может претендовать молодой рабочий?
Рушев: Разброс по районам очень большой. Но администрация заводов не скупится, когда видит стоящего работника. Ключевые мастера, от которых зависит ритм производства, сейчас получают 50, 60 тысяч рублей и более.
РГ: Дайте совет выпускникам школ, какую профессию выбрать, чтобы потом гарантированно найти работу в области?
Рушев: Сейчас большинство стремится в вуз. А я посоветую - в ПТУ и колледжи. Держись за заводскую трубу - она тебя вытащит. Отучился в колледже, пошел на предприятие. Стал токарем, слесарем - кем угодно. Потом, если голова варит, завод оплатит тебе учебу, чтобы ты вернулся специалистом. И карьера обеспечена. Число безработных в Московской области ничтожно мало - 0,6 процента, но при этом особенно требуются станочники, инженеры - промышленность набирает обороты.
РГ: А ПТУ и колледжей на всех желающих в Подмосковье хватит?
Рушев: Сейчас они начинают оживать. Промышленность разваливалась - и колледжи на боку лежали. Требовались официанты и парикмахеры, многие ПТУ ориентировались на эти профессии. Сейчас все по-другому. Предприятия стали договариваться с училищами, чтобы те выпускали специалистов под них. И заводы сделали шаг навстречу. В училищах начали создавать специальные группы, где ребятам платят повышенную стипендию. Запрашивают на практику "своих". Даже оборудование закупают для училищ. Ведь паренька к многомиллионному станку сразу не поставишь - загубит.
РГ: А если поставить дорогой станок в ПТУ, его в щепки не разнесут?
Рушев: Мы подсмотрели, как поступают в Германии. Там будущие мастера учатся на моделях станков. То есть на учебном месте стоит маленькая копия какого-нибудь агрегата. А пульт управления один в один, как у обычного механизма на предприятии. Парень или девушка работают на нем по-настоящему и при этом видят, как откликается на команды станок, какая деталь получается. Все максимально приближено к реальности, все наглядно. Несколько наших руководителей заводов уже закупили такие модели для обучения и повышения квалификации рабочих. Дешево и эффективно.
РГ: На днях подвели итоги VII Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности". Московская область признана регионом, в котором наиболее успешно реализуются социальные программы.
Рушев: 16 предприятий региона стали победителями по различным номинациям, 8 - лауреатами. Их руководители - настоящие государственники, которые чувствуют свою ответственность перед людьми, областью, страной.
И деньги складывают не только в кошелек, но тратят на поддержку детей, матерей, ветеранов. Так, например, Электростальский машиностроительный завод, Опытное конструкторское бюро "Гидропресс" из Подольска ежемесячно поддерживают рублем молодых мам, которые работают на этих предприятиях, дотируют пребывание детей в садиках. Не забывают и о пенсионерах. Тот же "Гидропресс" каждый квартал оказывает материальную помощь бывшим сотрудникам, ушедшим на заслуженный отдых, также им предоставляются бесплатные путевки в санатории. Богатый, поделись с бедным. Тогда будет сглаживаться то расслоение в обществе, которое уже произошло. А это очень взрывоопасно.