"Мы свободны, потому ответственны", - такой цитатой из академика Лихачева обозначил фактически главный посыл своей предвыборной программы Дмитрий Медведев, выступивший вчера на Красноярском экономическом форуме.
И именно то, насколько человек будет свободен, и станет, по словам окружения Медведева, главным критерием выполнения этой программы.
Речь первого вице-премьера, пожалуй, можно назвать главным событием V юбилейного форума. Чтобы узнать из первых уст, что собирается делать со страной кандидат в президенты, накануне на пресс-конференции широко разрекламированный Владимиром Путиным, в Красноярск съехались более тысячи участников. Короткая презентация форума Дмитрием Козаком, Эльвирой Набиуллиной и Александром Хлопониным - и на трибуну поднялся главный фигурант, чтобы попытаться "разбудить" страну: и в прямом, и в переносном смысле. В Москве было шесть утра, и многие участники еще не успели адаптироваться к красноярскому времени. Так что Медведев "для лучшей усвояемости материала" в конце по пунктам еще раз перечислил главные идеи собственного выступления, обозначив те вещи, которыми нужно заниматься в первую очередь. Получилось некое правило "Четырех "И": институты, инфраструктура, инновации, инвестиции.
Вчерашняя речь Медведева, представлявшая собой довольно детальный план на ближайшие четыре года, фактически стала продолжением двух предыдущих выступлений: самого Медведева на Гражданском форуме и Владимира Путина на расширенном заседании Госсовета, где президент озвучил стратегию развития страны до 2020 года. И первый вице-премьер не единожды цитировал главу государства, а также собственное выступление перед общественниками.
Собственно, именно с этого он и начал, объединив идеологические посылы президента и собственные наработки по борьбе с правовым нигилизмом. "Неделю назад Владимир Путин обозначил ориентиры: развитие экономики инновационного типа и формирование широкого среднего класса", - сказал Дмитрий Медведев и попытался ответить на вопрос, какими способами можно добиться этого, чтобы "гордиться не только прошлым и настоящим".
План оказался достаточно амбициозным и стопроцентно либеральным. Там, где государство может "отдохнуть", пусть лучше даст поле для деятельности частному бизнесу.
Но свободы, в том числе экономической, не бывает без справедливого суда.
И, судя по словам Медведева, в ближайшие четыре года нам снова "грозит" реформа судебной системы. Идеологию преодоления правового нигилизма, о котором он говорил еще на Гражданском форуме, Медведев обозначил, процитировав Екатерину II: "Хочу, чтобы повиновались закону, но не как рабы". Граждане должны быть уверены, что государство оберегает их. И, по словам Медведева, политическая воля у него на это есть.
И практическое ее применение будет заключаться в довольно большом наборе действий. Во-первых (правда, пока без уточнения без, деталей), Дмитрий Медведев намерен искоренить практику принятия решений судами "по звонку". Во-вторых, он считает необходимым выплачивать денежные компенсации за неправосудные решения, для чего, возможно, будет создан специальный фонд. В-третьих, нужно смягчить меры пресечения и разработать новый механизм проверки правильности возбуждения уголовных дел.
Но изменения коснутся не только судебной системы. В каком-то смысле отдельные элементы административной реформы также ждут и чиновников. Медведев озвучил шесть пунктов, касающихся взаимоотношений бюрократии и общества. Во-первых, будет разработан понятный для граждан регламент работы госорганов, о чем говорилось лет пять, но так ничего и не было сделано. Во-вторых - и это из области сокращения госфункций, - изменить идеологию административных процедур: разрешительный порядок открытия малого бизнеса максимально заменить уведомительным, убрать многочисленные согласования, а последующие надзорные функции перенести на региональный уровень. Еще одно направление, о котором много говорится, но до дела так и не дошло - сокращение числа чиновников с последующим существенным увеличением зарплат оставшимся "счастливчикам". То же самое касается и крупных госкомпаний: Медведев предложил прекратить практику назначения госчиновников на руководящие посты в госкомпании, а приглашать настоящих специалистов. Ну и, конечно, необходимо разработать национальную программу борьбы с коррупцией.
Подобные тезисы Медведева, когда они будут реализованы на практике, видимо, должны сформировать максимально комфортные, в том числе и психологические, условия для ведения бизнеса. "У нас есть уникальный шанс начать не с передела собственности, а с признания ее ценности", - особо подчеркнул первый вице-премьер и посетовал на то, что в России до сих пор слова "бизнесмен" и "вор" являются чуть ли не синонимами. Он посоветовал прекратить обращаться к прошлому и создавать условия, в том числе и налоговые, для комфортного ведения бизнеса.
И все налоговые меры, предложенные Медведевым, направлены на облегчение налогового бремени. В развитие того, что говорил Владимир Путин на заседании Госсовета, Медведев предложил определиться со сроками перехода на сниженный НДС. А параллельно продумать его замену на налог с продаж. С помощью налоговых изменений Медведев также хочет стимулировать перерабатывающую промышленность и НИОКР, уменьшить налоговую отчетность. Все эти меры могут привести к потерям бюджета. Недаром дискуссия на тему снижения плохо собираемого НДС велась уже несколько лет. Однако сейчас государство может себе это позволить, чтобы в будущем получить дивиденды от налоговой привлекательности нашей страны.
Отдельного внимания удостоились и финансовые рынки, и банковская система - не слишком сильная сторона экономики. Ничуть не жалея о том, что вместе с открытостью рынков в Россию пришли и угрозы кризиса, Медведев предложил набор мер, укрепляющих эти системы настолько, что рубль должен стать чуть ли не одной из мировых резервных валют, а Россия - финансовым центром.
Для банков надо создать институты долгосрочного рефинансирования, может быть, с задействованием фонда национального благосостояния, а заодно и институты поддержки банков на случай кризиса. А для рубля - стимулировать оплату контрактов на продажу сырья в рублях. Кроме того Медведев намерен подкорректировать политику управления бюджетными и валютными резервами с тем, чтобы они приносили доход.
Говорил первый вице-премьер и о необходимости модернизации инфраструктуры страны. И в первую очередь о дорогах. "А ведь это территориальная свобода", - сказал он. И предложил создать государственное АО, которое привлекало бы длинные деньги на обустройство дорог, но не вело бы собственную хозяйственную деятельность. Энергетике и телекоммуникациям предложено пользоваться новейшими технологиями, а не "проектировками прошлого века". Ведь экономика достаточно неохотно принимает новые разработки, поскольку "не было коммерциализации системы увеличения поддержки науки". "Головой надо уметь зарабатывать", - сказал Медведев.
Говорил Медведев и о социальной политике. В последние два года ему довелось детально познакомиться с этой сферой, и четыре нацпроекта также нашли отражение в его речи, но больше не с точки зрения численной конкретики, а с перспективой попытки изменения менталитета населения и идеологии реформ в образовании и медицине. Его четкая позиция: "Инвестиции в человека - наш долг".
Вспомнил первый вице-премьер и "о душе", тревожась за культурные и духовные ценности, которые могут быть "вытеснены" информационным потоком. И даже процитировал модного среди ряда представителей политэлиты футуролога Тоффлера о растущих по экспоненте угрозах. "Часто было, как только мы расправим крылья, то обязательно во что-нибудь ввяжемся", - сказал Медведев и порекомендовал стране поступательное развитие. Но не "под душем нефтедолларов".
Кстати
Позже Дмитрий Медведев встретился в Красноярске с журналистами Сибирского федерального округа. Местных корреспондентов интересовало буквально все - от модных сегодня поисков национальной идеи до каких-то личных подробностей из жизни первого вице-премьера.
"Я не считаю продуктивной дискуссию о национальной идее. Она отвлекает. Это достаточно схоластическая штука, хотя у нас любят на эту тему поговорить, это свойство нашего национального характера, - сказал Медведев. - Спорить на этот счет, может быть, и не очень продуктивно, но набор принципов у любой нации, тем более претендующей на сохранение в масштабах такого огромного государства, должен присутствовать". По его словам, эти принципы должны быть сформулированы.
"Даже эта задача - четыре "И" - это не национальная идея, упаси бог, а набор принципов работы на ближайшие годы. Поэтому если мы не будем цепляться за какие-то универсальные категории, а будем заниматься конкретными вещами, то тогда мы и большие задачи сможем осилить", - заявил Медведев.
Озвучил Дмитрий Медведев и свое мнение о том, как должны развиваться средства массовой информации. По его мнению, гарантией независимости СМИ в России является их растущие технические возможности, которые открывают доступ к информации все большему числу людей: "Мы сегодня живем в абсолютно прозрачном информационном обществе. Если говорить о мобильности информации, то возможности получить ее сегодня гораздо больше, чем 10-12 лет назад". Особенно Медведев обратил внимание на возможности Интернета, в котором есть не только "официальные" новости, но и "СМИ, занимающие жестко оппозиционную позицию по отношению к власти, довольно нелицеприятно высказывающиеся о ней". "Это все есть. Кликните мышью, и все это польется чистым потоком, иногда чистым потоком сознания", - заметил Медведев.