Автор сценария этого фильма, режиссер, продюсер и в некоторых кадрах оператор - Олеся Фокина.
Режиссер-документалист и журналист, каждый фильм которой, можно сказать, не снят, а выстрадан. Будь то ее ранний "Автопортрет в гробу в кандалах и с саксофоном" про скульптора Вадима Сидура, получивший главный приз на фестивале в Екатеринбурге и диплом на МКФ в Берлине, или хотя бы известные трехсерийные "Избранники" про Александра Солженицына, отмеченные призами на фестивалях в Екатеринбурге и Бухаресте.
Последняя работа Олеси Фокиной "Ангело-почта" тоже уже успела собрать несколько наград престижных киносмотров. Она рассказывает о судьбе семьи выдающегося русского ученого-пушкиниста Бориса Томашевского. Стены знаменитого дома Томашевских в Петербурге помнят многих гостей и друзей семьи. Иосиф Бродский был в их числе. Зоя и Анастасия - дочь и внучка Томашевского - и после смерти главы семьи дружили и долгое время переписывались с поэтом. Свои письма Томашевским будущий нобелевский лауреат называл "Ангело-почтой"...
В фильме используется множество архивных материалов - рисунков, писем, записей исполнений Иосифа Бродского. Но Бродский в этой истории фигурирует постольку, поскольку являлся действительно близким человеком этой семье. Как Анна Ахматова, чьи рукописи Зоя Борисовна Томашевская сохранила в войну. Как Рихтер, любивший бывать у них в доме на канале Грибоедова и доверявший им, как самому себе.
Но хоть речь в "Ангело-почте" и идет о неизвестных фактах биографий и новых красках в характерах известных людей, фильм решительно непригоден для коммерческих показов. Никакой "клубнички" в нем не выращивают. Ничего скандального или нелицеприятного не отражают.
"Задача моего большого проекта "Человек на все времена", одним из составляющих которого и является фильм "Ангело-почта", - гуманистическая, - рассказывала Олеся Фокина в интервью "Российской газете". - В своих документальных картинах я рассказываю историю конца русской интеллигенции как реалии и понятия, а это гораздо выше истории одной семьи или переписки. Задача фильма - напомнить о том, без чего мы стали варварами...
В документальном биографическом жанре восемьдесят процентов успеха - это значит найти интересного героя, суметь уговорить его забыть о присутствии камеры в личном пространстве и помочь смириться с мыслью о том, что вся его жизнь будет потом выставлена на суд людей. С этой большой психологической проблемой почти всех героев документальных лент Олеся Фокина справляется блестяще.
Такой доверительной интонации, которая звучит в "Ангело-почте", добиваются годами. В фильме показано семь елок, то есть семь новых годов, которые создательница фильма встречала у Томашевских.
Итог жизни Томашевских печальный, если не сказать трагичный, как и судьба всей русской интеллигенции. Дом престарелых со всем его скорбным бытом, в котором мать и дочь Томашевские оказались сейчас; болезни, которые не щадят ни гениев, ни ангелов. Нужда, которую после определенного момента уже просто невозможно не замечать. Но к финалу у меня приготовлены очень оптимистичные слова Зои Борисовны Томашевской: "Невозможно быть несчастным человеком, если ты кормил обедом Рихтера". Или если Ахматова написала посвящение твоей семье: "Моим единственным друзьям в беде". Или если Бродский считал твой питерский дом своим.
Хотя Бродский здесь уже совсем ни при чем...