Парламент Косово объявил о независимости в одностороннем порядке

В воскресенье парламент Косово принял декларацию о независимости края от Сербии. За принятие этой декларации проголосовали 109 депутатов.

Десять депутатов, представляющих сербское меньшинство в крае, на этой церемонии не присутствовали. "С этого момента Косово - независимое и суверенное государство", - объявил премьер Хашим Тачи.

Через пять часов пути из Белграда до Приштины пересекаем полицейско-пограничный пост с сербской стороны.

Миновать контроль удалось не сразу. Перед шлагбаумом, перекрывая проезд, стоял синий "БМВ" с номерами Франкфурта-на-Майне.

Поначалу подумалось, что это наш немецкий коллега, который, как и мы, торопится на освещение косовских событий. Однако ошиблись.

Владелец иномарки, выкрикивая что-то по-албански, в состоянии крайнего возбуждения бегал вокруг своего авто.

Крутоплечий великан-пограничник, добродушно улыбаясь, пояснил холерический взрыв хозяина "БМВ": - Он где-то на трассе допустил нарушение, но не остановился, и автоинспекторы передали нам его данные. Теперь ему придется заплатить штраф в две тысячи динар. Вот он и беснуется. Получается, мы подпортили ему праздник провозглашения независимости, на который он спешил из Германии.

С публикой такого сорта у пограничных стражей Сербии, как мы поняли, хлопот много. Албанцы нередко промышляют нелегальной торговлей оружием, торгуют "живым товаром" для борделей. Многие из валютных поступлений от криминальной деятельности идут на оплату созданных на севере Албании тренировочных лагерей для подготовки боевиков-сепаратистов, которых натаскивают западные инструкторы в сотрудничестве с албанскими спецслужбами.

Наконец мы миновали "границу", проехали пост миссии ООН и, обмыв колеса машины дезинфицирующим раствором, оказались на косовской земле.

Вот тут и пошли особняки-монстры, огромные, трехэтажные, из красного кирпича, как правило, со столь же помпезной, сколь и безвкусной колоннадой. На каждом "гордо реял" красный флаг с черным королевским орлом. Стоят особняки вдоль трассы Белград - Приштина, как нам объяснили, на самозахваченной, или, так сказать, "ничейной" земле. Своеобразный эскорт этих особняков сопровождал нас до самого въезда в городскую черту Приштины.

Мы успели занять очередь в офис пресс-службы миссии ООН в Косово, чей комплекс зданий охраняется с тщательностью военного объекта НАТО или Пентагона. На этот раз "штурм" был мирным: чуть менее 1200 репортеров со всего света, представлявшие многие СМИ планеты, терпеливо ждали, когда каждого сфотографируют, затем сверят загранпаспорта и служебные удостоверения, а под занавес выдадут заветную, закатанную в целлофан аккредитационную карточку. Теперь - за работу! Уже ближе к полуночи стало известно, что общее число пишущих, снимающих и передающих на TV-экраны информацию возросло до двух тысяч человек.

Когда мы наконец вышли в центр Приштины, влились в людской поток, то поняли, что в городе господствует "синдром Стендаля" - красное и черное. Государственные флаги Албании - черный орел на красном фоне. Они - повсюду. На крышах и балконах домов, на бензозаправочных станциях, на капотах проезжающих автомашин. По численности с албанской госсимволикой могут поспорить только флаги США. Перемежая красно-черную палитру со звездно-полосатой, албанские сепаратисты выражают благодарность Вашингтону, из рук которого жаждут получить не только независимость, но и рассчитывают на ее признание.

Между тем

Региональное правительство Страны Басков, автономной области на севере Испании, видит в решении Косово объявить о своей независимости пример для подражания. Об этом заявила в воскресенье представитель этого правительства Мирен Аскарате. "Речь идет о решении национального конфликта, аналогичного тем, что существуют в Стране Басков и Каталонии, путем осуществления демократического права народа на самоопределение", - заявила она. Представитель баскской администрации отметила, что 21-й век станет "веком национальной самостоятельности малых народов.

комментарий

Матиас Дембински,
немецкий политолог, Гессенский фонд исследований проблем мира и природы конфликтов:

- Самое парадоксальное, что Косово после отделения от Сербии практически ничего не выигрывает. Эйфория улетучится. Для нее и нет каких-либо серьезных оснований.

Полное размежевание с Сербией не решает ни одной проблемы внутри самого края. Де-факто он остается протекторатом Евросоюза и НАТО. Правительство в Приштине и при абсолютной независимости от Сербии не будет обладать всей полнотой власти. Статус Косово будет оспариваться и в будущем, так что членом ООН оно не станет. Ситуация на деле остается неудовлетворительной - как для ЕС, так и для населения края.

Откуда берутся иллюзии относительно экономического подъема - мне непонятно. Шансов на "косовское чудо" нет сейчас, и в обозримом будущем не предвидится. Давайте не будем забывать о сербских анклавах в Косово. Они будут вечным вызовом правительству в Приштине. А это опасно.

Что же касается будущего Сербии, полагаю, что эта важнейшая и наиболее мощная страна в регионе будет выдавливаться из европейской перспективы при существующих противоречиях с окружающими ее государствами Боснией и Герцеговиной, Хорватией и тем же Косово. Это ли наилучшее решение?

Наконец признание независимости Косово другими странами станет прямым нарушением международного права, за которое никто не захочет нести ответственности. А как вы сами понимаете, речь идет об очень неприятном, опасном прецеденте. Я вовсе не сторонник подобных путей к независимости. И в научном мире Германии многие мыслят, как я. Хотя среди ученых-политологов по вопросу об отделении Косово от Сербии и его международном признании царит раскол. Но, мне кажется, больше все-таки скептиков.

А вот политики, партийные чиновники мыслят иначе. Они в подавляющем большинстве за отделение. Была ли альтернатива такому развитию событий? По моему убеждению, была.

Но виной не только позиция США, не только непродуктивная политика Белграда, и не только упрямство косоваров. Помешала поспешность, желание поскорее избавиться от проблемы. А на переговорный процесс надо было отвести больше времени.

мнение

Итальянский генерал Фабио Мини, который командовал войсками НАТО в Косово в 2002-2003 годах, в выражениях не стесняется. В интервью итальянской газете "Коррьере дела сера" он заявил, что к руководителям Приштины не испытывает никакого уважения.

- Пожмешь им руку, и сразу хочется помыть свои руки, - говорит генерал. - Их "серый кардинал" - некий господин, имя которого я не хочу называть. По его приказу было убито по крайней мере 28 человек из числа сторонников Руговы (покойного экс-президента Косово. - Ред.). Он - один из тех, кто, как и многие другие из руководства косовской "армией", не стал объяснять, куда подевалась тысяча цыган, сербов и албанцев, обвиненных в коллаборационизме и исчезнувших в первые послевоенные годы. В Приштине уверяют, что об этом могли бы рассказать рыбы одного озера...

Независимость Косово выгодна только тем, кто правит бал в крае: премьеру Хашими Тачи, который делает деньги на нефтяном бизнесе, миллиардеру Бехету Пакколи, которому нужна ниша для огромных инвестиций, Рамушу Харадинаджу, которого судят в Гааге, Аджиму Чеку, который хочет стать генералиссимусом. Плевать хотели эти люди на независимость Косова. Их кланы ищут место в Европе, где бы можно было открыть новые банки. Им нужен открытый канал, через который приходили бы деньги с Востока. Монте-Карло, Кипр, Мадейра стали ненадежными...

Я не понимаю, говорит генерал, той поспешности, которую проявляют некоторые страны в отношении предоставления независимости Косово. Подобные проблемы не решаются в спешке.

Провозглашение независимости Косово взорвет международный порядок, основанный на государственном суверенитете. Если ООН признает независимость Косово, то завтра у многих появится не только желание, но и право сделать то же самое: у Северной Ирландии, у басков, у каталонцев. А первыми о своей независимости от боснийской федерации смогут объявить сербы в Боснии. Собственно, этого отделения и добивался экс-президент Сербии Слободан Милошевич.

Признание Италией независимости Косово, по мнению генерала, станет фатальной ошибкой. Поскольку речь идет об отторжении территории государства - члена ООН. Признание независимости не должно быть делом отдельных стран. Такой шаг требует одобрения ООН. "Европейский союз совершает ошибку", - уверен Фабио Мини.