В доме 1/4 по Земляному Валу (район "Басманный") сорвался лифт. Случилось это как раз в тот момент, когда его ремонтировали рабочие. Они вошли в кабину на четвертом этаже и рухнули вместе с ним. Кабина разлетелась на части. Состояние двух пострадавших монтажников оценивается как стабильно тяжелое. У одного из них - 39-летнего жителя Украины - сотрясение мозга и частичная ампутация левой стопы, другой - 32- летний белорус - получил переломы обеих ног и множественные ушибы внутренних органов. Сейчас они находятся в Институте скорой помощи им. Склифосовского.
Тем временем эксперты выясняют причины падения лифта. Скорее всего, назовут нарушение техники безопасности или так называемый "человеческий фактор". По предварительным данным, рабочие должным образом не закрепили несущий трос к противовесу, а на время осмотра просто накинули его поверх мотора, завязав ненадежным узлом. Небольшой по строительным меркам перевес спровоцировал ЧП. К несчастью, амортизаторы на дне шахты, которые должны были останавливать подъемник, если он развивает большую скорость, также были неисправны... Но ведь подобное ЧП может случиться в любой момент и по многим адресам. Сегодня в жилых домах столицы в капремонте нуждаются около 2 тысяч подъемников, и они представляют угрозу для жизни людей.
Глава департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Артур Кескинов не раз заявлял, что все лифтовое оборудование, требующее ремонта или модернизации, будет приведено в надлежащий вид до конца 2008 года. Но старые лифты падают, не дожидаясь намеченных сроков, что неудивительно. По данным самого же Кескинова, в настоящее время из 90 тысяч лифтов, которые находятся в эксплуатации, 18 тысяч (почти 20 процентов) отработали нормативный 25-летний срок службы. А по данным главы МЧС Сергея Шойгу, таких отслуживших лифтов в Москве гораздо больше - минимум 36 процентов.
Надо сказать, пострадавшие рабочие как раз и занимались обследованием и ремонтом устаревшего лифтового оборудования. Получается, этот морально и технически изношенный лифт просто слишком долго ждал, пока до него доберутся специалисты. По данным ГУП "Мослифт", после завершения срока службы подъемника, эксплуатирующая его компания проводит экспертизу, по результатам которой либо полностью меняет оборудование, либо производит капитальный ремонт. Зачастую перевес в выборе определяют денежные средства, ведь на замену подъемника потребуется 1-1,5 миллиона рублей (в зависимости от модификации лифта), а у города или управляющих компаний не всегда есть в бюджете свободные деньги. В июле на "деловом завтраке" в "РГ" глава департамента Артур Кескинов пообещал, что к 2008 году приставных лифтов, а их около полутора тысяч, которые не работают при минус пяти градусах, не останется совсем. Но и сегодня в центре города по-прежнему тянут лямку сорокалетней давности приставные лифты с двойными дверями.
Согласно постановлению правительства Москвы от 28.02.2006 N 139-ПП "О мерах по улучшению содержания лифтового хозяйства города" с 2006 по 2008 годы должно быть модернизировано 5772 лифта и 2555 - заменено. Сколько из них уже заменили и отремонтировали, в департаменте затруднились ответить корреспонденту "РГ".
Но заверили: диагностическое обследование лифтов продолжается, капремонт идет полным ходом, устанавливаются устройства безопасности УБ-1. А что старый лифт упал, в причинах разберутся специалисты. Но какую бы причину они не назвали: нарушение техники безопасности или что еще, одно очевидно: где тонко, там и рвется. Менять надо старые лифты.