Если срочно не восстановить рыбный порт, то люди из Невельска разъедутся, потому что им негде будет работать, заявил "РГ" руководитель Государственного комитета по рыболовству Андрей Крайний. И тогда все усилия по строительству жилья в пострадавшем от землетрясения и недавнего циклона городе на Сахалине окажутся напрасными.
Напомним, что в конце прошлой недели на совещании в правительстве под председательством Виктора Зубкова очень резко обсуждали невысокие темпы жилищного строительства в Невельске. Но землетрясение и недавний циклон нанесли урон не только домам, пострадал и рыбный порт - градообразующее предприятие.
"Сейчас порт к выполнению своих функций не пригоден", - пояснил Андрей Крайний. Однако, как сообщили в пресс-службе администрации Сахалинской области, фарватер не пострадал. Правда, запустение, вызванное экономическими причинами, нанесло ущерб причалам, крановым путям. Силы природы лишь усугубили проблему - дно порта поднялось на полтора метра.
В последние годы на невельский рыбный порт обрушилось бедствие пострашнее цунами. С 2003 года предприятие попало под процедуру банкротства - задолжало налоговой службе около 100 миллионов рублей.
Администрация Сахалинской области еще летом обращалась к главе правительства с просьбой помочь восстановить рыбный порт в Невельске. Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин не раз заявлял, что необходимо на федеральном уровне принять программу социально-экономического развития пострадавшего города, причем порту в ней должна быть отведена ключевая роль.
В прошлую пятницу разговор об этом снова возник на заседании правительства. Противников реконструкции нет. Однако нет и соответствующей строки в бюджете. Андрей Крайний сообщил, что 10 миллионов рублей в этом году нашлись в программе модернизации транспортной системы страны. Министерство регионального развития ищет средства в федеральной целевой программе развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Миллиард намерен выделить на Невельск Госкомитет по рыболовству. Но только в следующем году - по программе развития рыбной отрасли, которая пока существует в проекте. Всего же, по мнению Андрея Крайнего, на восстановление портовой инфраструктуры в Невельске желательно истратить 3 миллиарда рублей. По подсчетам руководителя Госкомрыболовства, в таком случае порт и связанные с ним предприятия могут дать жителям города тысячу рабочих мест. Довольно дорогих, надо сказать, если поделить на них три миллиарда рублей.
"Конечно, если только залатать щели, можно уложиться в гораздо меньшую сумму", - соглашается Крайний. Но косметическим ремонтом едва ли удастся обойтись.
Одна из поправок к Закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предписывает с 1 января 2009 года все уловы из 200-мильной экономической зоны оформлять на российской таможенной территории. Сейчас сахалинские рыбаки с удовольствием продают добычу прямиком в Японию, благо от Сахалина до Хоккайдо рукой подать. Зарубежные порты со всех точек зрения лучше наших.
Для того чтобы подготовить российский берег к встрече российской рыбы, государство и взяло годовую отсрочку, а не потребовало разгружать всю рыбу в России уже сейчас.
Андрей Крайний говорит, что отечественные бизнесмены выразили готовность построить в Невельске современный холодильник, рыбоперерабатывающую и жестяно-баночную фабрики. Всего примерно на 1,5 миллиарда рублей. Но при условии, что государство приведет в порядок принадлежащий ему порт.
Невельск в советские времена обрабатывал около 1 миллиона тонн грузов, в основном рыбы - сайры, лосося. И всяческих "морских гадов" вроде гребешка, которого зарубежные покупатели отрывают у наших рыбопромышленников с руками.
Уже в этом году на Сахалине планируют открыть филиал рыбной биржи. Вся продукция, предназначенная на экспорт, будет продаваться на электронных торгах. И часть той, что пойдет на внутренний рынок, - тоже. Но если рыбакам и впредь будет негде разгружать рыбу на российском берегу, на биржу они не пойдут и под страхом смерти. Тогда лозунг "российскую рыбу - на российский берег" так и останется лишь "фигурой речи". Очевидно, понимая возможные последствия такого сценария, Андрей Крайний и стремится не просто восстановить разрушенные мощности, а создать современный рыбный порт не хуже японских.
Между прочим, по неофициальным данным, не похоронен и план строительства моста или тоннеля длиной 7,5 километра через Татарский пролив, который соединит Сахалин с материком. Японцы между своими островами в не менее сейсмоопасной зоне настроили мостов и длиннее. Они говорят, что готовы быстро построить еще один - между Хоккайдо и Сахалином, если Россия соединит переправой Сахалин с Хабаровским краем.
Специалисты говорят, что только на транзитных услугах на трассе Токио - Лондон наша страна может зарабатывать 5 миллиардов долларов в год. Если проект решат осуществить, значение порта в Невельске возрастет многократно.