То, что первый вице-премьер Дмитрий Медведев представил стратегию развития России до 2020 года на V Красноярском экономическом форуме, симптоматично. Россия исторически прирастала регионами. Нынешний этап не исключение. Участники форума ждали, что министерство регионального развития представит примерный план новой "нарезки" территории России по экономическим округам. От этой "нарезки" зависят планы бизнеса до 2020 года. Но "нарезка", которую обещали представить в феврале, пока что не появилась. Составление плана отодвинуто на 2010 год. Зато уже в самом скором времени для регионов распечатают новые источники финансирования, в том числе из Инвестиционного фонда.
Но начнем по порядку. Программное выступление Дмитрия Медведева (подробности читайте в "Российской газете" от 16 февраля), с которого начался форум, бизнес активно обсуждал весь следующий день. Как говорят участники форума (а у них была возможность пообщаться неформально - бизнес-пати затянулось до 3 часов ночи), впечатление у некоторых флагманов бизнеса было таким, что "им захотелось всю жизнь свою поменять". "Мой шеф мне так и сказал: хватит с деньгами за кордон бегать, начнем наконец работать в нашей стране, деньги здесь оставлять и делиться с нашим народом, который так настрадался", - сказал корреспонденту "Российской бизнес-газеты" помощник одного из богатейших людей в стране.
Доклад понравился и иностранным инвесторам. Сломленные поначалу разницей во времени, морозом, да и сложностями с транспортом (самолеты летали в Красноярск переполненными, и людей даже ссаживали с бортов), они после речи Дмитрия Медведева воодушевились и говорили вашему корреспонденту, что решили "в Сибири остаться и проекты свои не сворачивать". В целом каждая категория бизнеса услышала в речи Дмитрия Медведева что-то свое, шла ли речь о малом бизнесе, об инфраструктуре или о развитии глубокой переработки.
Но отчего вышла задержка с региональными программами? По признанию г-на Козака, для создания новой "нарезки" все законы готовы. Но отстают собственно планы развития, которые надо сгруппировать, чтобы понять, кого с кем объединять в один округ. Так, если на муниципальном уровне готовность таких планов - 12 процентов, на губернском - 8, то на федеральном - ноль. "У нас нет ни одной схемы территориального планирования, - заявил министр. - Центр должен ускорить эту работу". И заявил, что если "к 2010 году Центр сформирует свои планы, у бизнеса появятся ориентиры".
Между тем бизнес в ожидании ориентиров уже нервничает. Взять главную проблему - снятие инфраструктурных ограничений. Несмотря на то что на это федералы тратят ежегодно 700 миллиардов рублей, эффективность этих расходов оставляет желать лучшего. Г-н Козак предлагает в этой связи изучить региональные программы развития, так "сконструировать" территорию страны, чтобы приблизить переработку сырья к источникам его добычи.
Так или иначе, бизнес на форуме был несколько разочарован тем, что для "появления ясности" придется ждать до 2010 года. Однако другие планы г-на Козака бизнесу понравились. Прежде всего по поводу Инвестфонда, который, как сказал министр, "должен распределяться с учетом видения бизнеса". Министр заявил, что он намерен добиваться расширения региональной составляющей в использовании фонда так, чтобы регион в среднем смог получить около одного миллиарда рублей по первому требованию на местные проекты. Правда, он отметил, что между потребностями и объемами реально полученного "нет никакой корреляции".
Указанный порядок (по миллиарду на руки) - это, в свою очередь, нечто среднее по России, но для регионов Дальнего Востока у министра есть особый подарок. Если такого подарка не будет, Россия может потерять там "политический контроль", не стал темнить министр, а за сохранение контроля надо платить. Именно там, на Востоке, нужно развивать особые зоны, сказал г-н Козак. Неизвестно, когда и как именно минрегион будет раздавать деньги, но г-н Козак уже говорит об ответственности получателей. Центр отказывается от опеки конкретных строек, потому что в этом случае нет возможности спросить за результат. Вместо этого Центр намерен контролировать инвестиционный климат в регионе "вообще", выработав наконец систему оценки самого этого климата и его зависимости от поведения местных властей. Для этого губернаторам увеличат экономические полномочия (чтобы снять противоречие, при котором губернские стройки контролируют в основном федералы: тогда как с губернатора спрашивать?) и введут систему как поощрения регионов, так и их наказания. Вероятно, вплоть до персональной ответственности, хотя сам министр на этом заострять внимание не стал. Да и сам набор критериев оценки эффективности губернатора назвал "делом деликатным" и заявил, что этот набор еще только формируется.
Ключевой задачей министр видит сокращение разрыва между регионами. Сегодня он составляет 53 раза при том, что даже двукратный разрыв - это очень критично.
Бизнесу на самом деле хотелось бы узнать что-нибудь и о налогах. Снижение НДС до 10 процентов воспринято, конечно, положительно, но у сырьевиков своя песня, а ведь именно им предстоит стать в авангарде сибирских строек. Так, по словам главы "Роснефти" Сергея Богданчикова, 60 процентов налоговой нагрузки в 2007 году - это неподъемно (средняя ставка в мире - 30 процентов).
Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края:
- Существует ряд противоречий, которые надо снять в кратчайшие сроки.
Во-первых, каждая копейка, которая выделяется из федерального бюджета, выделяется с боем, несмотря на то, что деньги есть.
Во-вторых, это - критическое состояние проектных организаций. Да, бизнес в состоянии спроектировать фабрику, которая будет заниматься переработкой. Но надо проектировать дороги, надо проектировать землеотводы, инфраструктуру. А проектные организации или лишены социалистов, или их не хватает.
В-третьих, это абсолютная неготовность строительных мощностей. Когда мы говорим о реализации объектов стоимостью свыше 500 миллиардов долларов, у меня первый вопрос: где мы найдем строительные мощности? И последняя проблема - это обеспечение проектов трудовыми ресурсами. Уже сегодня надо перестраивать систему среднего профессионального и высшего образования. В противном случае все наши компании будут вынуждены везти сюда западных специалистов.