19.02.2008 02:58
    Поделиться

    Прежде майкопские школьники в феврале уходили на больничный, а теперь – на каникулы

    У школьников столицы Адыгеи начались недельные каникулы, уже четвертые в этом учебном году. Как влияет новый режим учебы и отдыха на успеваемость и здоровье ребят?

    Городской комитет по образованию объявил об эксперименте еще на августовском совещании педагогов. Суть новаторства заключается в том, что школьники Майкопа учатся шесть недель, а потом одну неделю отдыхают. Учебный год разбит на три части (триместра), в каждом из которых по два учебных периода. После каждого учебного периода следует неделя отдыха, но оценки детям выставляют лишь по результатам триместров.

    - Закон об образовании четко определяет лишь общую длительность учебного года: она должна быть не менее 34 недель, - пояснила председатель городского комитета по образованию Галина Дугинова. - А вот вся организация учебного процесса отдается на откуп муниципалитетам.

    Ученые давно бьют тревогу: необходимо менять организацию учебного процесса школьников, так как традиционные учебные четверти не в полной мере отвечают современным повышенным требованиям к чередованию труда и отдыха подростков. Особенно много нареканий вызывает самая длинная третья четверть, когда накопившаяся у школьников усталость накладывается еще и на весенний авитаминоз.

    - Мы еще десять лет назад воспользовались правом самостоятельно строить учебный процесс, - рассказывает директор майкопской гимназии № 19 Лариса Гутова. - Во второй половине февраля, когда у школьников отмечается пик заболеваний ОРЗ, у нас всегда каникулы, наши дети и их родители уже привыкли к такому четкому чередованию нагрузок: шесть учебных периодов и пять недель каникул. Именно с нашей подачи город пошел на эксперимент. Конечно, для многих учителей было бы удобней работать по старинке, ничего не меняя, но тогда и успехов не дождешься. А 98 процентов наших выпускников поступают в вузы, причем 95 процентов из них - на бюджетные места. Гимназия уже дважды побеждала в конкурсах на лучшую инновационную школу в рамках нацпроекта "Образование".

    Трудности связаны с необходимой перестройкой учебных планов и введением так называемого модульного планирования, рассчитанного не на традиционные учебные четверти, а на триместры.

    - Не стану скрывать: наш педагогический и ученический коллективы не в восторге от этого эксперимента, - говорит директор майкопской гимназии № 22 Нина Говорова. - Главный недостаток нового режима труда и отдыха школьников заключается в том, что он дает слишком много поводов для их "расхолаживания". Только школьники сосредоточатся на учебных дисциплинах, а тут уже каникулы, а после отдыха они еще неделю не могут собраться с мыслями.

    Нина Георгиевна уверена, что подобную систему с триместрами без всяких замечаний можно внедрять для младших школьников, которые уже на пятой неделе занятий устают и плохо усваивают учебный материал. Для старшеклассников, по ее мнению, лучше подходит прежняя система учебных четвертей, но с недельными каникулами в феврале. Именно таким образом работали городские школы в прошлом году.

    - Могу быстро настраиваться на учебный лад после каникул, они мне не мешают. Даже помогают, потому что я часто занимаюсь дополнительно, - говорит ученик 11-го класса, призер многочисленных олимпиад по математике Евгений Филькин. - Но среди моих друзей немало таких, кто боится, что из-за постоянных перерывов на отдых "завалит" ЕГЭ.

    Чтобы иметь полную картину "плюсов" и "минусов", комитет по образованию поручил местному университету провести опрос. Специалисты кафедры социологии подготовили анкету. На многочисленные вопросы отвечали не только учителя и учащиеся, но и члены родительских комитетов школ и гимназий.

    Результаты анкетирования специалистов не удивили: 60,2 процента опрошенных поддерживают идею перехода на триместры, 30,4 процента высказались против, а 9,4 процента пока затрудняются дать оценку этому эксперименту, - рассказала профессор, доктор социологических наук Светлана Ляушева. - Весьма любопытными оказались аргументы в пользу того или иного решения. Учителей в новом режиме учебного года смущает вольница, длительные периоды вхождения учащихся в познавательный процесс. Однако эти обстоятельства совершенно не смущают самих школьников. А вот родители при таких частых каникулах не знают, под чей надзор оставлять своих детей и чем их занимать.

    Профессор добавила, что мониторинг будет продолжен. В конце учебного года студенты и аспиранты кафедры социологии проведут еще одно анкетирование. Проблему качественных показателей учебного процесса и здоровья учащихся, связанных с новым режимом труда и отдыха школьников Майкопа, специалисты постараются рассмотреть в динамике. Тогда же будут сделаны окончательные выводы об итогах эксперимента.

    Комментарий

    Надежда Кабанова, заместитель министра образования и науки Республики Адыгея:

    - За экспериментом внимательно наблюдают в сельских районах Адыгеи. Но даже если результаты его окажутся весьма и весьма положительными, мы не сможем издать приказ о немедленном переходе всех школ республики на триместры. Министерство может лишь порекомендовать муниципалитетам новую организацию учебного процесса, так как само решение о переходе - это исключительная прерогатива муниципальных образований и самих образовательных учреждений.

    Однако министерство оставляет за собой надзорные функции точного исполнения Закона об образовании. К примеру, некоторые родители жалуются, что в городских школах в последнее время очень поверхностно ведется учет учебного времени, ученики часто предоставлены сами себе. Всякое невыполнение учебного плана может стать основанием для инспекторской проверки школы, а один раз в пять лет каждое образовательное учреждение должно пройти аккредитацию, то есть получить своеобразную лицензию. Для этого всем нужно хорошо усвоить следующее: экспериментировать можно и нужно, если новации приносят пользу.

    Поделиться