Почти половина почтовых отделений связи Костромы переведена на сокращенный график работы. Обслуживают посетителей они теперь с 11 или 12 часов дня до 19. Так сказалась на работе почты острая нехватка почтальонов и операторов.
- Средний возраст почтальонов сейчас около 50 лет, - пояснил корреспонденту "РГ" заместитель начальника Костромского управления - филиала федерального предприятия "Почта России" Евгений Бураков. - А молодежь не хочет идти в эту сферу - слишком малы зарплаты. И это при том, что объем работы довольно большой. Особенно ощутимо это сказывается на кадрах операторов. Их, кстати, добросовестно готовят в одном из костромских лицеев. А потом с удовольствием берут в банки, торговые предприятия и другие структуры.
Заработная плата костромского почтальона "в пределах четырех тысяч рублей". Есть еще, как пояснили корреспонденту "РГ" в почтовом управлении, возможность так называемой подработки - можно получить доплату за распространение подписных изданий, продажу на дому товаров народного потребления, уплату коммунальных платежей за тех, кто этого не может сделать сам.
Но эта доплата составляет лишь 4 - 5 процентов от стоимости услуги. То есть можно довести заработок таким путем до 5, ну до 5,5 тысячи рублей. Но какой ценой - почтальону с утра приходится заниматься сортировкой писем, газет, другой корреспонденции, а потом бегать весь день по городу, подниматься на этажи (лифты в старинной Костроме далеко не везде) с тяжелыми сумками, нагруженными помимо самой корреспонденции еще и мылом, стиральными порошками, шоколадом, журналами.
Весьма модная когда-то в советские времена идея облегчить труд почтальонов за счет сети промежуточных почтовых ящиков-складов, приближенных к домам, с наступлением рынка тихо и незаметно сошла на нет. Есть, правда, в управлении удивительный пример поистине героического труда ветерана связи, полвека отдавшей родному почтамту Надежды Прониной, которой удается благодаря таким вот усилиям выработать двойной по сравнению со средним заработок - получить за месяц до 8 - 9 тысяч рублей. Но таких, по признанию связистов, даже не единицы, а всего-навсего единица.
- Почтовые услуги становятся все более убыточны, - сообщил Евгений Бураков. - Вот и за прошлый год, хотя точные данные еще подсчитываются, уже ясно, что убытки будут миллионные. Так что резервов на местах для исправления ситуации практически не осталось. Тем более что региональные управления - это филиалы "Почты России", и меры должны, очевидно, приниматься общие и кардинальные.
Такая же ситуация и в Ярославле. В третьем почтовом отделении, обслуживающем большой район в центре города, вместо положенных пяти операторов работает сейчас всего один, вместо семи почтальонов - четверо. И график работы по этой причине также, хоть и не столь кардинально, пришлось поменять: услуги оператора здесь почта предоставляет населению с 10 часов до 19. Причины те же - зарплата слишком мала. Те, кто проработал по 10 - 15 лет, имеет огромный опыт и любит свое дело, держатся, рассказала заместитель начальника отделения Ирина Соколова. А молодежь ищет более денежную работу.
Между тем
Как сообщили "РГ" в пресс-службе ФГУП "Почта России", улучшение условий труда и повышение зарплат - один из приоритетов руководства предприятия. В 2006 году среднемесячная зарплата почтовиков была поднята на 42 процента, а минимальный размер оплаты труда работников низшей квалификации (почтальон 3-го класса) доведен во всех филиалах до 130 процентов от прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации. При этом средняя зарплата работников основных профессий (почтальонов, операторов отделений почтовой связи, сортировщиков) была увеличена на 48,5 процента - с 4704 рублей до 6987. В 2007 году зарплата почтовиков увеличилась еще на 32 процента и составила в среднем 8263 рубля. Эта политика будет продолжена в 2008-м и в последующие годы.