Выступая на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 года "О стратегии развития России до 2020 года", президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что в стране "начались крупномасштабные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре, машиностроении, жилищном строительстве". При этом, сказал глава государства, "важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития: в Поволжье, на Урале, юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, - а также по созданию сети инновационных территориально-производственных комплексов, совершенствованию транспортной и энергетической инфраструктуры". "Убежден, - подчеркнул Владимир Путин, - только сбалансированная территориальная политика позволит обеспечить гармоничное развитие всей страны".
Не секрет, что сегодня мы сталкиваемся со значительным разнообразием в подходах к пониманию регионального стратегического планирования. Ведется активная дискуссия о том, каким оно должно быть. Ответ на этот вопрос еще только предстоит дать науке и практике. Между тем президент Российской Федерации 8 февраля четко сформулировал: "В ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленной на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации - равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий".
В этой связи нельзя не отметить потенциал Уральского федерального округа. Он может и должен быть реализован как в процессе формирования новой природно-ресурсной базы страны, так и при создании инновационно-производственного плацдарма для ускоренного освоения восточных регионов России.
Дело в том, что исторически Урал всегда испытывал значительные нагрузки на свою промышленную и природно-ресурсную базу. Являясь самым старым и самым мощным промышленным районом страны, он во многом исчерпал ресурсы экстенсивного развития, в том числе и ресурсы природного сырья на освоенных территориях. Это привело к стагнации ряда его базовых отраслей, в первую очередь машиностроения, поскольку при существующих тенденциях роста сырьевой (импортной) составляющей в стоимости продукции предприятий, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, становятся неконкурентоспособными. Сегодня в УрФО ввозится 100 процентов потребляемой марганцевой руды, 80 - медной, 40 - хромовой, 65 - железной руды. А это - ежегодные миллиарды долларов, уходящие за рубеж. Основа российской металлургии - Магнитогорский металлургический комбинат - обеспечен собственным сырьем только на 20 процентов.
В то же время почти все необходимые и при этом более дешевые (за счет 2-3-кратного сокращения "транспортного плеча") ресурсы в объемах, способных удовлетворить потребности не только промышленных регионов Урала, но и страны, находятся на восточном склоне Уральских гор.
Отмечу, что попытки решения локальных задач освоения Полярного и Приполярного Урала предпринимались неоднократно, однако перейти к их практической реализации удалось лишь в последнее время. Базовый импульс реальной работе дал глава государства 16 мая 2005 года на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа в Челябинске. Здесь было принято решение о разработке крупного межрегионального проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Его главной задачей является создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса на основе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала с опережающим строительством ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. Мы уверены, что реализация мегапроекта радикально улучшит сырьевую базу промышленного Урала, высвободит ресурсы для коренной модернизации его металлургической и машиностроительной отраслей, будет способствовать совершенствованию транспортной и энергетической инфраструктуры и Западной Сибири, и России в целом, ускорит развитие региональных экономик за счет их масштабной диверсификации на инновационной основе. Для примера: предприятие "Конгор-Хром" - дочернее предприятие Челябинского электрометаллургического комбината - только за счет сокращения расстояния перевозок с сегодняшних 2600 километров до 1000 километров при введении в действие железнодорожной линии вдоль восточного склона Урала получит экономию в четыре миллиарда рублей, которая скажется на конечной цене ферросплавов, производимых предприятиями Урала и Кузбасса. Говоря в целом, собственная сырьевая база и возможность регулирования роста цен на сырье способны дать дополнительные два-три процента роста производства в металлургии.
За счет снижения стоимости металлургического сырья, обусловленного сокращением транспортного плеча и преодолением импортозависимости по железным, хромовым и марганцевым рудам, экономический эффект за период реализации проекта составит около 6,5 триллиона рублей. Использование в энергетике углей осваиваемого региона вместо дальнепривозных и частичное замещение последних даст еще 1,2-1,5 триллиона рублей экономии.
Создание нового транспортного коридора потребует размещения серьезных заказов на местных машиностроительных и металлургических предприятиях. Так, только в ходе строительства железнодорожной линии Полуночное - Обская проектом предусмотрено 112 мостов различного типа, еще 76 мостов будет построено на линии Обская - Салехард - Надым. Потребуется более 180 тысяч тонн рельсов и рельсовых скреплений, 750 тысяч тонн металла, металлоконструкций, стальных труб, а также значительное количество машиностроительной продукции: около 150 экскаваторов, 130 локомотивов, десятки буровых станков, тысячи новых железнодорожных вагонов. В результате крупнейшие предприятия Уральского федерального округа такие, как ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ООО "Челябинский тракторный завод", ЗАО "Курганстальмост", и целый ряд других - смогут быть обеспечены заказами на все время строительства транспортного коридора.
В конечном итоге "Урал Промышленный - Урал Полярный" обеспечит развитие социальной инфраструктуры в районах нового промышленного освоения, приведет к повышению уровня и качества жизни населения Уральского федерального округа.
За короткий срок с момента его концептуального оформления "Урал Промышленный - Урал Полярный" стал экономической реальностью.
Проведен анализ геологической информации о недрах Полярного и Приполярного Урала, позволивший провести переоценку ресурсов твердых полезных ископаемых территории. В результате этой работы были дополнительно поставлены на государственный учет значительные ресурсы железной руды, бокситов, марганца, фосфоритов, хромитов, целого ряда других полезных ископаемых. Причем уран, бокситы, марганец, фосфориты поставлены на учет на Полярном и Приполярном Урале впервые.
Разработано обоснование инвестиций нового транспортного коридора, ядром которого стала железнодорожная магистраль по восточному склону Уральского горного хребта от конечной станции Полуночное на севере Свердловской области до станции Обской на Ямале, которая в совокупности со строящимися линиями Обская - Бованенково, Обская - Салехард - Надым и автомобильной дорогой Салехард - Агириш - Урай - Тюмень создаст принципиально новую транспортную схему, позволяющую эффективно развивать богатые ресурсами северные территории Российской Федерации.
Для решения вопросов энергетического обеспечения новой горнорудной провинции заключено соглашение с ОАО РАО "ЕЭС России" о стратегических инвестициях. Более 20 потенциальных инвесторов, среди которых - Челябинский электрометаллургический комбинат, Уральская горнометаллургическая компания, Магнитогорский металлургический комбинат, "Газпром", "Роснефть", "Мечел", "ТНК-ВР", "Российские железные дороги", "ФосАгро" и другие, подтвердили свою готовность участия в реализации мегапроекта.
Отличительной чертой проекта является его постоянное сопровождение со стороны академической и отраслевой науки. С самого начала проект получает действенную и ощутимую поддержку со стороны Российской академии наук. Дважды - в 2005 и 2007 годах - вопросы разработки и реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" рассматривались на заседаниях президиума РАН.
Значительная работа по организации геолого-разведочных работ и лицензированию участков недр, планированию и проектированию, строительству локальных объектов транспортной и энергетической инфраструктуры проведена органами государственной власти Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Хотелось бы отметить активную позицию и заинтересованное участие в проекте глав названных регионов - Юрия Неелова и Александра Филипенко.
Итогом подготовительного этапа стало подписание 21 января 2008 года соответствующего распоряжения правительства Российской Федерации, а 30 января 2008 года - инвестиционного соглашения "О разработке проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Это решение стало подтверждением значимости проекта для развития России, его высокой бюджетной эффективности. Из требуемого общего объема капитальных вложений для реализации проекта 543,8 миллиарда рублей из Инвестиционного фонда Российской Федерации будет вложено 105 миллиардов рублей, еще 79,1 млрд руб. инвестируют субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, а 359,7 миллиарда рублей, составят средства частных инвесторов. На 1 рубль бюджетных средств привлекаются 3,5 рубля инвестиций. Они будут освоены максимально эффективно. Налоговые поступления в федеральный бюджет за период реализации проекта (2008-2018 годы) составят 380 миллиардов рублей. Срок возврата бюджетных средств - 6 лет.
В настоящее время нами закончен подготовительный этап и мы приступили к практической реализации проекта, что ставит перед нами новые задачи.
Чем дальше мы продвигаемся, тем острее встает вопрос о механизмах управления проектом, учитывающих интересы государства и бизнеса, сохраняющих мотивацию для всех участников проекта, стимулирующих последовательное развитие территорий.
Необходимость поиска инновационных подходов в организации работ несколько осложняется отсутствием современного опыта реализации проектов такого уровня, как "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Учитывая, что мегапроект объединяет несколько отличающихся и по объему задач, и по времени локальных проектов на единой инфраструктурной основе, рассчитанной на длительную эксплуатацию, а площадь осваиваемой в его рамках территории превышает 390 тысяч квадратных километров, мы пришли к выводу о необходимости новой организации экономического и социального пространства. Такими структурами экономической пространственной организации для территории реализации мегапроекта могут стать горнопромышленные районы.
Концепция горнопромышленных районов позволяет не только комплексно осваивать недра в рамках государственно-частного партнерства, но и эффективно использовать инвестиции путем создания единой (общей) промышленной и социальной инфраструктуры. Это позволит, объединив усилия всех заинтересованных участников в границах такого района, развивать производственную и социальную инфраструктуру. В конечном итоге речь идет о значительном повышении экономической эффективности инвестиций.
Не менее важен и еще один, управленческий, аспект. Изучая, совместно с субъектами Российской Федерации, входящими в Уральский федеральный округ, возможные перспективы размещения производительных сил на территории нового хозяйственного освоения в увязке с прогнозом развития экономики регионов, отраслей и субъектов хозяйствования, мы пришли к выводу о том, что наиболее адекватным и уместным для решения обозначенных задач представляется совмещение территорий новых горнопромышленных районов и муниципальных образований.
Реализовав предложенную схему, мы сможем развивать одновременно и промышленную, и социальную составляющие горнопромышленного района, а создание органа местного самоуправления, т.е. работа территориальных структур федеральных и региональных органов исполнительной власти, позволит в полной мере обеспечить законные права и интересы проживающих на данной территории граждан, бизнеса и государства.
Создание общего обслуживающего хозяйства будет способствовать возникновению агломерационного эффекта. Муниципальное образование получит реальную возможность развивать социальные программы и местный бюджет, комплексно планировать и развивать территорию с учетом всех градостроительных норм. По расчетам число новых рабочих мест составит 66 тысяч. С учетом коэффициента семейственности численность населения на территориях нового хозяйственного освоения составит 129 тысяч человек.
В горнопромышленных районах будут строиться и новые города. Здесь важно не допустить прежних ошибок, когда людей, приехавших в 60-70-е годы прошлого столетия на освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, на долгие годы размещали в так называемых балках и иных видах временного жилья, и многие из этих людей до настоящего времени не решили свой жилищный вопрос. Поэтому в рамках реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" будет создаваться не только производственная, но и социальная инфраструктура с учетом всех градостроительных нормативов.
По оценке науки и специалистов, применение такого подхода позволит максимально эффективно использовать потенциал региона, при этом существенно сокращая затраты на добычу и переработку полезных ископаемых. Единая система инфраструктуры, состав и уровень развития которой соответствует потребности всех отраслей хозяйства и обеспечивает создание намечаемых условий жизни населения, в условиях Севера, по расчетам экономистов, обеспечивает 35-40 процентов эффективности. Эта же инфраструктура обычно выступает в качестве базы освоения сопредельных территорий, включения в хозяйственный оборот новых источников ресурсов. Это в свою очередь обеспечит решение главной цели проекта - ускорение инновационной модернизации и повышение конкурентоспособности базовых отраслей промышленности Уральского федерального округа.
В настоящее время совместно с субъектами Российской Федерации и научными организациями ведется разработка схемы размещения горнопромышленных районов. В течение текущего года мы планируем завершить эту работу.
Убеждены, что представленная программа станет важной составляющей стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 года.