19.02.2008 03:00
Поделиться

Игорь Юргенс: России нужен совершенно новый уровень отношений между бизнесом и властью

Дороги, линии электропередачи, газопроводы, нефтепроводы, порты, аэропорты - все то, что составляет "кровеносную систему" экономики, продолжает оставаться одним из самых узких мест, тормозящих развитие российского бизнеса.

И все это входит в понятие "инфраструктура" - второго "и" из четырех направлений, на которых, как определил первый вице-премьер Дмитрий Медведев на форуме в Красноярске, нам предстоит сконцентрироваться в ближайшие годы.

Сегодня, чтобы производителю из Самары доставить свой груз до европейского потребителя, неизбежно приходится прогонять свои фуры через Москву. А что происходит на въездах и выездах из столицы, всем хорошо известно. Это и есть один из ограничителей развития экономики - непроизводительная трата времени, денег и так далее. Приблизительно такие же проблемы у нас и с подключением к электричеству, с доступом к газо- и нефтепроводам, с аэропортами, не готовыми принять современные самолеты и обслужить пассажиров так, как положено в цивилизованной стране.

У государства очень масштабные и серьезные планы. Если мы говорим об автомобильно-транспортной инфраструктуре, то это западный скоростной диаметр, дорога, которая разгрузит Санкт-Петербург. Это также дорога Санкт-Петербург - Москва, которая должна быть платной с тем, чтобы туда пришел частный инвестор, построил бы ее быстро, качественно и окупил свои инвестиции. Предусмотрен и дублер дороги Москва - Одинцово. Есть и другие проекты.

Если мы говорим об электроэнергетике, то сейчас, когда завершается реструктуризация РАО "ЕЭС России", сюда пришли большие частные инвестиции. Но и государственная составляющая, то есть линии высоковольтных передач, тоже нуждаются в огромных вложениях. То же самое с газом и нефтью.

Для того чтобы создать современную инфраструктуру, хоть немного приблизившись к стандартам стран с высоким уровнем промышленного развития, по разным подсчетам, за четыре-пять лет необходимо вложить триллионы долларов. В бюджете таких денег нет и не будет, даже несмотря на быстрый темп развития экономики. Для финансирования таких грандиозных проектов в мире разработана схема, в основе которой лежит частно-государственное партнерство. Что-то гарантирует государство, отводя землю, выкупая ее у собственников, оформляя все разрешения, делая стартовые инвестиции и передавая объекты частному инвестору во временное пользование, чтобы он мог получить свою часть прибыли. Такие концессии окупаются в зависимости от проекта за период от 10 до 25-30 лет. Мир уже давно на практике проверил эффективность этой схемы. Она зависит от много: от уровня юридической проработки, от законодательства, от дисциплины партнеров, от того, как государство или частный инвестор будут вводить плату за построенную инфраструктуру. Хочу особо обратить внимание на последнее условие. Если мы по методу частно-государственного партнерства, допустим, наладим водоснабжение регионов страны, которые до сих пор испытывают трудности, но введем запретительный тариф (то есть очень дорогой), то технически задачу, может, и решим, а в социальном плане только обострим. И все это нам придется учитывать, что называется, на ходу. Концессионное законодательство, принятое в России год назад, пока не имеет прецедента. Нет у нас такой стройки в инфраструктуре, на которую можно было бы сослаться как на успешный пример реализации всех необходимых для частно-государственного партнерства условий. Так что работа предстоит очень трудная. И не только по отбору перспективных, нужных стране проектов, но и по созданию такого инвестиционного климата, который не спугнул бы иностранного инвестора, потому что основные капиталы все-таки пока циркулируют за пределами нашей Родины. Также нам крайне важен менеджерский опыт реального инфраструктурного строительства, которым обладают иностранцы, застроившие современными аэропортами, портами и платными дорогами Западную Европу, Соединенные Штаты, Австралию, Новую Зеландию. Этот опыт бесценен.

Нам нужен совершенно новый уровень отношений между бизнесом и властью, который предусматривает значительно большую степень доверия в совместной работе и оппонирование друг к другу по важным вопросам. Да, мы приняли хорошее законодательство, где оговорены основные гарантии для бизнеса. Но никто еще ясно и четко не проработал их на уровне местной власти. А вы знаете, сколько может быть у нас препон. Бизнес криком кричит об административных барьерах. Такое разрешение получи, сякое разрешение, ты мне это дай, то дай, все это очень непросто.

Что касается конкретных узких мест, например в электроэнергетике, то здесь бизнес сам разберется. Крупнейшие отечественные компании, которые заинтересованы в энергоемких производствах, таких, как выплавка алюминия, приобретают гидро- и теплоэлектростанции, расширяют мощности, соответственно и у региона появляется возможность увеличить потребление электроэнергии. Со времен Советского Союза нам удалось завершить строительство всего 2-3 электростанций. Так что нам еще строить и строить. И одному государству здесь не справиться. И мы опять возвращается к главному вопросу - условиям совместной работы бизнеса и власти, к тому, насколько скрупулезно будут выполняться эти договоренности.

По дорогам сегодня такой координирующий и контролирующий орган, похоже, определен. Выступая в Красноярске, Дмитрий Медведев предложил вместо существующей бюрократической структуры создать акционерное общество, которое будет принадлежать государству. Как рядовой пользователь дорогами, могу сказать, что со времен, когда расформировали Дорожный фонд, ситуация со строительством, особенно региональных и местных дорог, ухудшилась. Значит, что-то неладно с управлением этого процесса. И есть идея создать ориентированное на экономику страны акционерное общество, которое жило бы по законам рынка, но полностью контролировалось государством, имело как бюджетные поступления, так и генерировало собственные доходы. Непосредственно само оно не будет заниматься строительством, а только размещением заказов и контролем за исполнением работ. Думаю, для такой структуры действительно пришло время. Раньше она вряд ли бы заработала так, как надо: четко и прозрачно. Но сегодня уже существует целый ряд эффективных региональных и национальных компаний, которые берутся как за жилищное, так и за промышленное, дорожное строительство. И по многим показателям они если не перегнали, то почти догнали советские темпы. Так что им вполне можно доверить большой государственный подряд, естественно, на конкурсной основе.

Однако дорогами, аэропортами, линиями электропередачи и газопроводами в эпоху глобализации понятие "инфраструктура" не ограничивается. Огромное значение для развития экономики приобрели и телекоммуникации. Здесь мы в самом начале пути, хотя многое уже все-таки сделано. Благодаря национальной программе Интернет дошел до каждой школы, включая сельские. Можно сейчас спорить о пропускных возможностях и скорости соединения. Но тот факт, что школы подключены к Сети, это огромный прорыв, который потом мы будем вспоминать как своего рода мини-революцию.

И когда информация через Интернет придет в каждый дом, когда Сеть накроет всю страну (а к этому уже все практически готово), представляете, какой это будет дополнительный ресурс для образования, самообразования, для познания окружающего мира, для доставки товаров и услуг.

Пока мы просто не представляем себе, как через два-три года изменится наша жизнь, когда с помощью мобильного телефона нам будет доступно абсолютно все: телевидение, Интернет, телефон, все расчеты по коммунальным и другим платежам, связь с банками, с финансовыми структурами и так далее. Это сделает наш мир общим, обеспечит каждому человеку жизнь по единым стандартам - техническим, экономическим, социальным и культурным. Все это нам еще предстоит осмыслить и создать.