VIP-чиновник получил 5,5 лет колонии

Вчера Замоскворецкий суд Москвы приговорил к реальному сроку лишения свободы бывшего главу минатома Евгения Адамова. Двое других фигурантов дела получили условное наказание.

Сразу после оглашения приговора в зал вошли конвоиры и заковали экс-министра в наручники. Срок в 5 с половиной лет он будет отбывать в колонии общего режима.

- Я буду бороться до самого конца, пока не будет установлена истина, которая заключается в том, что ни один из нас троих ни в чем не виновен, - сказал Адамов, когда его уводили из зала суда.

Адвокаты Адамова сразу же заявили о намерении обжаловать приговор. Мало кто ожидал, что подсудимого отправят за решетку.

Обвинительный приговор VIP-чиновнику такого уровня - дело редкое в отечественном судопроизводстве. Процесс вызвал у общественности заметный интерес в последние два дня, когда судья Ирина Васина оглашала решение суда, в зале яблоку негде было упасть.

На скамье подсудимых оказались три немолодых человека, за плечами которых немалый опыт работы в одной из наиболее закрытых отраслей - атомной энергетике. Евгению Адамову 68 лет, бывшему директору Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Вячеславу Письменному исполнилось 74, а руководителю "Техснабэкспорта" Ревмиру Фрайштуту - 75 лет.

Все они признаны виновными в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением.

Представитель Генпрокуратуры Виктор Антипов заявил, что ущерб, нанесенный государству действиями обвиняемых по "делу Адамова", равен примерно одному миллиарду долларов.

Есть еще один фигурант этого преступления, дело которого выделено в отдельное производство. Речь идет о президенте российско-швейцарского предприятия "Глоуб Нуклиа Сервисес энд Саплай, ЛТД" Александре Чернове, находящемся в розыске.

Основные эпизоды преступлений связаны с акциями компании GNSS, учрежденной в Швейцарии в 1991 году по соглашению между США и Россией на паритетных условиях. Компания должна была поставлять в США низкообогащенный уран в качестве топлива для реакторов АЭС. Из России топливо должны были отправлять фирмы Письменного и Фрайштута. Еще до начала активной работы этой цепочки Адамов сумел передать контрольный пакет акций GNSS частной американской фирме TEXI, учредителем которой он сам и являлся.

Таким образом Россия потеряла контроль над GNSS, которая превратилась из государственной в частную.

Кроме того, долг в 113 миллионов долларов, который уже висел на GNSS, был переписан на "Техснабэкспорт". Автоматически был причинен ущерб Приангарскому горно-химическому комбинату, занимавшемуся добычей радиоактивного сырья. После этого "Техснабэкспорт" заключил новый договор на поставку урана GNSS с частной фирмой до 2013 года. И бюджетные деньги стали оседать на счетах его американских фирм.

В наказании Адамова было заинтересовано не только российское, но и американское правосудие. После оглашения приговора в Москве министерство юстиции США прислало поздравление Генпрокуратуре РФ с тем, что ей удалось добиться вынесения обвинительного вердикта по делу Адамова.

Письменное послание подписал помощник министра юстиции США Элис Фишер, возглавляющий отдел уголовных расследований ведомства. В письме подтверждается, что сотрудники заокеанских органов оказывали содействие российским коллегам. Такая поддержка оказывалась в соответствии с Договором о взаимной правовой помощи. При этом Элис Фишер подчеркнула, что федеральные обвинения против Адамова в Соединенных Штатах не закрыты.

В 2005 году экс-министр был обвинен в Западном округе Пенсильвании в участии в преступном сговоре с целью незаконно получить 9 миллионов долларов из средств, которые правительство США выделило на укрепление ядерной безопасности в России, на Украине и в Литве. Адамов также обвинен там в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. По американским законам Адамову грозило бы 100 лет.

мнение

Виктор Михайлов,

министр по атомной энергии РФ в 1992-1998 гг.:

- Я передавал дела Евгению Адамову. И лично к нему, вы это знаете, особой любви не питал. Но и злорадствовать сегодня не вижу оснований. На мой взгляд, во всей этой истории есть какая-то заданность. Тридцать миллионов лично ему вменяют! Да у нас миллиарды рублей пропали, и ничего - люди спокойно себе живут. В Лондоне, в Израиле, в других местах... Эта избирательность как издевка над здравым смыслом. А что касается его вины, если она и вправду есть, наказание должно быть адекватным. В концов концов пусть выплатит штраф, возместит ущерб. Надо учесть и тот срок, который он уже отсидел - и у нас, и в швейцарской тюрьме.

Борис Габараев,

директор НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля:

- Для меня Евгений Адамов был и остается одним из самых порядочных людей в нашей стране. И это не только мое личное мнение. Это мнение всего нашего института, который он возглавлял двенадцать лет - в самые трудные для российской экономики годы. Он его фактически спас, ведь НИКИЭТ оказался в глубокой тени чернобыльской аварии. И эти два фактора - безденежье и шлейф Чернобыля - не единожды могли нас погубить. Могу добавить, что я неплохо знаком с Письменным, несколько меньше - с Фрайштутом. Мне кажется, что все происходящее как минимум недоразумение.

Подготовил

Александр Емельяненков