Среди автомобилистов пошли слухи о том, что бензин подорожает уже в марте. И это неудивительно хотя бы по той причине, что весной открывается очередной автомобильный сезон.
То, что цены на автомобильное топливо сейчас находятся в "заморозке", косвенно подтверждают и данные Росстата. Последние выкладки говорят о том, что с 4 по 10 февраля цены на бензин в среднем по стране оставались на одном уровне. Средняя стоимость литра бензина марки А-76, Аи-80 составила 17,23 рубля, марок АИ-92, АИ-93 - 20,58 рубля, марки АИ-95 - 22,16 рубля.
Если судить по прошлому году, стоимость бензина колебалась в пределах инфляции - рост составил 6,8 процента. Дизельное горючее подорожало на 9,6 процента. В конце прошлого года последнее обстоятельство стало поводом для предупредительной забастовки дальнобойщиков. Вчера председатель центрального комитета профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко обратился к представителям власти с просьбой урегулировать цены на автомобильное топливо. По его словам, при нынешнем порядке формирования цен на нефтепродукты рентабельность грузовых перевозок постоянно падает. "Грузоперевозчик, стремясь снизить затраты, сокращает зарплату водителю, который, в свою очередь, вынужден брать на себя больший объем работы. Вместо положенных по нормативам 500-600 километров за 8 рабочих часов он за это время проходит расстояние в два раза больше. Такая ситуация опасна и для него самого, и для других участников дорожного движения", - подчеркнул профсоюзный лидер.
Некоторые аналитики связывают грядущее подорожание топлива на внутреннем рынке с увеличением стоимости барреля в мире. По их мнению, сложившуюся ситуацию можно переломить, если ввести налоговые льготы. Вот какие цифры озвучивает председатель координационного совета общественной организации автолюбителей "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков: в стоимости одного литра бензина себестоимость составляет 30%, прибыль нефтяных компаний - 20%. Остальное - это налоги и акцизы. Стоит облегчить налоговое бремя - цены поползут вниз. Аналогичные поправки в Налоговый кодекс уже когда-то предлагались депутатами Госдумы, но были "похоронены".
Пока именно из-за "заморозки" цен выгоднее гнать бензин на экспорт, даже несмотря на высокие пошлины. Правда, в минпромэнерго думают иначе. По их данным, в этом году поставки на внутренний рынок впервые в новейшей истории России могут вырасти по отношению к экспорту.
В свою очередь, руководство Федеральной антимонопольной службы не раз подчеркивало, что рост цен на бензин в России - это классический признак картельного сговора вертикально интегрированных нефтяных компаний. Зимой спрос на бензин значительно снижается - соответственно должна изменяться и цена, но этого у нас почему-то не происходит. По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, в ближайшее время его ведомство приступит к широкомасштабным проверкам нефтяных компаний Сибири и Дальнего Востока.
Большие надежды антимонопольщики связывают с началом торгов на нефтяной бирже, поскольку участие в них дает возможность закупать топливо напрямую у производителей по реальным рыночным ценам.