Российскую судебную систему ждет коренная модернизация. Главная задача - сделать суд более честным, справедливым и независимым.
Таким, чтобы у граждан выработалась стойкая привычка решать свои проблемы с помощью закона. Такие цели наметил первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
Для решения проблемы он предложил четыре рецепта: ликвидировать телефонное право, сделать законы более гуманными и улучшить условия для арестантов, компенсировать потери от неправосудных решений и развивать внесудебные процедуры.
Приговор без звонка
Телефонное право - застарелая болезнь, не залеченная до конца с тех пор, когда нередко приговор негласно утверждался в райкоме, обкоме или ЦК КПСС в зависимости от важности дела.
Сегодня де-юре люди в мантиях независимы от власти, а де-факто нередко судят по звонку или указанию сверху. Как изменить систему? От хронического недуга один рецепт не исцелит. Защита от телефонного права предлагается в нескольких вариантах.
По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, рядовые судьи сегодня сильно зависимы от председателей судов. Если какой-то человек в мантии не будет судить как надо, его просто вызовут в руководящий кабинет и проинструктируют. А будет возражать - может расстаться с мантией. Поэтому главный правозащитник призывает ограничить власть председателей судов. Среди обсуждаемых идей - введение выборов на эту должность.
Правовой комитет Совета Федерации поддержал проект кодекса об административном производстве, разработанный Верховным судом. Проект предлагает особую процедуру, по которой должны рассматриваться споры гражданина и государства.
Но главные надежды возлагаются на открытость судов. Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о прозрачности судебной системы. Напрямую о телефонном праве в законопроекте не говорится, но "договорное правосудие" не терпит публичности.
Ошибку следствия оценят в рублях
Сегодня в случае судебных ошибок гражданин вправе обращаться в суд за возмещением вреда. Кроме того, Верховный суд подготовил законопроект, который вводит процедуру возмещения государством вреда, причиненного волокитой и неисполнением судебных решений.
Как показывает практика, если выиграть в суде подобные дела вполне реально, то получить компенсацию из казны даже с приговором на руках непросто. Процедура сложна и забюрократизирована. Решить проблему может создание специального фонда по компенсациям. Но для этого потребуются изменения в законодательстве, и главное, - политическая воля, которая, по словам Дмитрия Медведева, у власти есть.
Тюрьма гуманного типа
По старинке наши правоохранительные органы предпочитают направлять подследственных в СИЗО. Так следователям легче работать. Но чтобы арестовать человека, надо получить санкцию судьи.
В прошлом году число арестов снизилось: и суды стали чаще отказывать в санкции, и прокуроры реже ходатайствовать.
Взамен следователям и судьям предлагается шире применять цивилизованные меры пресечения. Например, отпускать обвиняемого под залог. Это пока редкая для России мера пресечения. Суд назначает сумму, за которую согласен отпустить обвиняемого. Не совсем, а только на время процесса. Если человек скроется, деньги уйдут в казну. Если нет, то он возьмет их обратно после приговора. Возможно, они пригодятся ему в тюрьме, если посадят. А нет, так будет на что отпраздновать оправдательный приговор.
В прошлом году в России под залог было отпущено около тысячи двухсот человек. Общая сумма залога составила более 200 миллионов рублей. Деньги вносятся на специальные счета, которые в районах открываются при территориальных управлениях Судебного департамента. Областные же суды должны заключать договоры с Казначейством. Те, кто этого не сделал, получили настойчивые рекомендации открыть наконец специальные счета для залога.
Также разрабатывается закон о домашнем аресте. Главное преимущество этой меры пресечения с точки зрения обвиняемого, что человек сидит дома, а срок идет. Если суд посадит гражданина, то ему засчитают все дни, проведенные под домашним арестом.
Особый чиновник по спорам
Дмитрий Медведев сделал акцент на развитии процедур досудебного и внесудебного порядка разрешения споров. Прежде всего между гражданами и государственными органами.
Будут создаваться и специальные структуры для разбора жалоб на чиновников. Если же там гражданину не помогут, он будет вправе обратиться в суд. Международная практика показывает, что, как правило, подобные комиссии предпочитают не защищать честь мундира, когда мундир не прав. Ведь если ведомство затем проиграет суд, то с чиновника-"спорщика" спросят: куда смотрел?
С 2009 года досудебные разбирательства в рамках споров граждан и фирм с налоговой службой станут обязательными. Пока человек не пройдет этот этап, он не сможет обратиться в арбитражный суд.
Три направления гуманизации:
1. Нормы содержания арестантов будут приравнены к европейским.
2. Судьи будут чаще применять домашний арест и залог для подсудимых.
3. Будут развиваться альтернативные наказания без лишения свободы.