21.02.2008 02:00
    Поделиться

    Телезрители приняли близко к сердцу сериал "Громовы"

    Целлофановая калька или отечественная сага

    Тенденция последнего времени - на экранах появились не просто сериалы, но телесаги, повествующие о семьях, времени, поколениях.

    Телесаги пользуются успехом у зрителя. Недавний показ сериала "Громовы" по Первому каналу это подтвердил. На второй кнопке - канале "Россия" началась телесага "Родные люди" (около 200 серий) и цифры тоже впечатляют. В чем причина популярности, например, такой картины, как "Громовы" ? Не стоит ли за этим некое явление, на которое стоит обратить внимание - ностальгия по ушедшему времени, желание выслушать хорошую семейную историю. Об этом корреспондент "РГ" поговорил с режиссером "Громовых" Александром Барановым

     "Российская газета" | Александр Николаевич, это правда, что вы долгое время не давали интервью по поводу " Громовых " ?

    Александр Баранов | Я вообще-то никогда не даю интервью ни на какие темы. Не люблю просто. Зачем говорить о съемках, когда уже всё снято и понятно?

    РГ | Почему решили взяться за съемки такого сериала?

    Баранов | На самом деле, когда первый блок " Громовых " прошел, еще в 2003 году, людям не очень весело жилось, и мы хотели сделать эдакую своеобразную терапию, что ли. Чтобы любой смотрящий мог понять, что у него бед намного меньше, чем у этих героев, что стоит жить, барахтаться, не опускать руки.

    РГ | Действие в сериале происходит в относительно спокойное время, в эпоху застоя. Почему для того, чтобы показать тяжелую жизнь людей, было выбрано советское время, а не современность?

    Баранов | Сериал изначально задумывался из трех блоков: от тех лет до современности. В каждом рассказывается о жизни героев спустя десять лет. В наше время герои займут внушительные позиции, им будет уже по 45 лет, значит их детство пришлось на 70-е годы. Когда мы работали над фильмом, не думали, что та эпоха была хуже нынешней.

    РГ | Готовится ещ е третий блок?

    Баранов | Это будет от продюсеров зависеть: насколько они захотят продолжать. Насколько я знаю, сценарий к третьему блоку уже написан.

    РГ | Как считаете, почему у "Громовых" были такие хорошие рейтинги?

    Баранов | Мне кажется, проблемы главных героев настолько понятны всем, что люди вынуждены включаться, сопереживать. Не то что эти целлофановые сериалы, которые снимаются по калькам с западных, мексиканских, которые становятся простым времяпровождением у телевизора.

    РГ | По вашему мнению, почему сейчас всё больше становятся популярными сериалы и фильмы, обращающиеся к советской эпохе? Скажем, последний фильм Карена Шахназарова " Исчезнувшая империя " тоже на эту тему и получает довольно много откликов.

    Баранов | Скорее всего, есть какая-то закономерность. Очень большая часть людей родом из того времени, когда они были молоды. Конечно же, у многих есть ностальгия.

    РГ | Трудно было воссоздавать ту эпоху во время работы, припоминать какие-то детали?

    Баранов | Да. Я видел интервью с Шахназаровым, где он говорил на эту тему, и считаю, что он абсолютно прав. Мы с ним одинаково споткнулись на одном и том же. Та эпоха ушла , почти не оставив следов, как это ни странно. Можно найти намного больше вещей XIX века, начала XX века, а 70-е годы просто уничтожены.

    РГ | Почему так получилось?

    Баранов | Как мне кажется, когда началась перестройка, новая жизнь, появилось много зарубежных товаров, казалось, очень хороших. Большинство людей, конечно, освобождалось от старья. Очень многое стало раритетом. Те же приемники ламповые сейчас купить можно за 1000 долларов минимум. Наш художник одежду на блошиных рынках закупал, и по объявлению люди приносили вещи за деньги.

    РГ | Во многих сериалах о современности обязательно отда е тся дань тюремно-воровской тематике. "Громовы" тоже не обошлись без бандитов, хотя действие сериала происходит в конце 70-х. Эта тема была актуальна тогда или же это просто сюжетный ход?

    Баранов | Думаю, и тема была актуальна, и на сюжет она поработала. Конечно, в Москве криминальный мир был скрыт от глаз, а в провинции всё было очевидно. Вообще, тюрьма в генах у нашего народа - людей отсидевших у нас было много в любые времена.

    РГ | Правда, что сериал снимался не на цифру, а на пленку? Почему сделали такой выбор?

    Баранов | Да, правда. Это было сделано для качества, для лучшей передачи реальности. Хоть зритель и не всегда сможет отличить сериал, снятый на пл е нку от снятого на цифру, но разницу он всегда почувствует. Было бы замечательно, если бы у нас была пл е нка той эпохи, но это - увы - уже невозможно. Фабрика " Свема " разгромлена, а если даже пленку и удастся найти, то нет никакой гарантии, что на нее что-то можно снять.

    РГ | Как получилась, что песня "Соловей" в исполнении Максима Трошина стала заглавной темой "Громовых" ?

    Баранов | Совершенно неправдоподобно получилось. Мы снимали первых "Громовых" , жили в профилактории. Я приходил поздно после съемок, и у меня в двери была записка: " Срочно обратитесь в такую-то комнату " . Когда получил записку в третий раз, поднялся в номер. Там жила пожилая женщина. Она дала мне видеокассету, что-то начала говорить про фестиваль. Я ничего не понял, сказал, что никакого отношения к фестивалям не имею, но кассету посмотрел. Это был фильм о Максиме Трошине. Песни, конечно, поразили. Особенно " Соловей " . Я забыл уже о встрече, но эта песня меня не отпускала. Через месяц, к концу съемок, я понял, что это - наша песня. Когда спохватился, найти запись нигде не получалось. Поехал в церковь, о которой говорила эта женщина, там наш е л кассету с записью. И запустили " Соловья " на титры. Так она и пришла, каким-то мистическим способом.

    РГ | В сериале звучит песня в оригинальной записи 1988 года? Качество вас устроило?

    Баранов | Других вариантов просто нет. Это тот случай, когда о качестве не говорят. Пробовали и композицию вычистить, и чтобы кто-то подпел, но я сказал, что она должна быть такой, какая есть, любое украшательство пойдет ей во вред.

    РГ | Почему в "Громовых" ставка сделана на малоизвестных актеров?

    Баранов | Потому что это сериал о семье и о детях. А детей-актеров не бывает известных изначально. Всё остальное окружение Громовых было сыграно неизвестными актерами для того, чтобы приблизить сюжет к реальности. К неизвестным актерам зрители проникаются как к настоящим людям, воспринимают их как соседей. А с медийными лицами это было бы трудно сделать.

    РГ | На роль Саши и Савы вы специально подбирали малолетних актеров с нелегким детством или это случайность?

    Баранов | Случайность. Кастинг был очень большой, но они на тот момент оказались лучшими. Мне было важно, как они играют, как чувствуют себя перед камерой. Только потом я узнал, что у них судьбы трудные. Василий Прокопьев на роль Савки пришел в один из последних дней. Я вообще сомневался, что у него что-нибудь получится. Но он всё сделал даже получше других. Я долго думал и решил остановиться на нем.

    РГ | Роль в вашем сериале даст им путевку в жизнь?

    Баранов | Толчок есть, но это и очень опасно. Ранняя известность может загубить человека, а может открыть ворота в какой-то другой мир. Сейчас для них это шанс, а как им воспользоваться - будет зависеть от них.

    Подробности

     - Москва теперь совершенно не похожа на то, что было в здесь в 1970 - 80 - е годы. Поэтому фильм снимали в Дубне и Кимрах. В Кимрах снимали дома барачного типа, многие актеры были не на шутку удивлены, что в этих трущобах до сих пор живут люди. Юный исполнитель роли Никиты, сам происходящий из довольно обеспеченной семьи, был в шоке, так как не представлял себе, что в таких условиях можно жить.

    - Кладбищенских работников сыграли Павел Деревянко (Дерево), Кирилл Плетнев (Йорик) и Александр Баширов (Башка). Как говорит режиссер Александр Баранов: " Баширов бесподобен, он играет таким нутром, что его красочным рассказам из жизни, трудно не поверить , и это дико смешно " . При этом зачастую было непонятно, есть ли эти байки в сценарии, либо это чистая импровизация.

    Тем не менее пока писался сценарий, до конца не было известно, согласятся ли Баширов и Деревянко на предложенные им роли. Однако характеры персонажей создавались именно под этих актеров. В конце концов все сложилось удачно, "Башка" и "Дерево" дали "добро" и стали играть - фактически самих себя.

     - Люди и звери… Герой Максима Лагашкина на свадьбу с Настей покупает поросенка , и так как свадьба расстраивается, поросенок остается у него. Поросенок начинает жить у него, он ходит с поросенком в пивной бар и поит поросенка пивом. В конце фильма на свадьбе Гели ему предлагают эту уже большую свинью заколоть, но он отказывается. На самом деле снимались и поросенок , и свинья. Но свиньи в принципе не поддаются дрессировке, поэтому съемочная группа "подстраивалась" под свинью.

     - Мало кому известно, что младенца Ванечку (младшего сына Федора и Марии Громовых) на самом деле играл новорожденный… женского пола! Ванечка на самом деле - Анечка, и только в тех эпизодах сериала, которые снимались в Алма -ате , "Ванечку" играет мальчик Гоша.

     - Непрофессиональные или просто малоизвестные актеры часто приходятся очень кстати для главных ролей, ведь зритель не станет сравнивать их с уже знакомыми образами. Так, колоритного, предприимчивого и не по годам серьезного Савку сыграл мальчишка, который зарабатывал на жизнь мытьем машин - Вася Прокопьев. Деловой подход и харизма Васи обратили на него внимание кого - то из членов съемочной группы, который и привел мальчика на пробы. Он идеально подошел. По сути, Вася сыграл самого себя.

    - Актерский дуэт - Лариса Шахворостова и Сергей Маховиков сумел и создать неповторимо - мощный, достоверный и эмоциональный образ супружеской пары Федора и Марии Громовых не в последнюю очередь потому, что актеры в реальной жизни являются… мужем и женой!

     - Одного из основных персонажей сериала - Лукича, тренера Саши Громова по боксу, сыграл н е кто иной, как легендарный атлет Игорь Высоцкий. Он - единственный в мире боксер, который дважды побеждал на ринге трехкратного олимпийского чемпиона кубинского тяжеловеса Теофило Стивенсона. Оба раза это был нокаут. В конце 19 70 - х американские менеджеры звали Высоцкого в профессиональный бокс, предлагая феноменальные по тем временам деньги : один миллион долларов, но Госкомспорт не отпустил спортсмена. Перед Олимпиадой - 80 Высоцкий покинул ринг, формально объяснив это участившимися травмами.

     - У актера Васи Прокопьева, сыгравшего Савву Громова , к концу съемок начал ломаться голос. К счастью съемочной группы, весь звук с Васиным голосом они записывали на площадке " вживую " , потому как к окончанию проекта актер стал говорить уже не детским голосом, а басом.

     - Для начала съемок художники изготовили точную копию в натуральную величину олимпийского М ишки, которого запустили в воздух на воздушных шарах, к всеобщему ликованию детворы.

     - 7 февраля у Глафиры Тархановой родился сын Корней. Такое необычное имя (как и у самой Глафиры) объясняется тем, что в роду сложилась традиция нестандартных имен. Отец Корнея - Алексей Фадеев, актер Малого театра.

    10 наиболее популярных программ за период с 24 января по 10 февраля 2008 года (Москва, аудитория 4+)

    Поделиться