Вчера в подмосковном Жуковском президенту Владимиру Путину показали смену поколений в авиации - промежуточный проект истребителя пятого поколения. А глава государства в ответ подарил отрасли Национальный центр авиастроения.
Отечественные конструкторы уже несколько лет, стараясь догнать Америку, активно работают над военными самолетами пятого поколения. Позавчера в воздух впервые поднялся прообраз истребителя - Су-35. Сами разработчики относят его к категории 4++. Самолет, созданный на базе Су-27, получил новую бортовую систему, электронику, более мощный двигатель. К 2010 году новую модель уже рассчитывают запустить в серийное производство.
"Я очень доволен результатами вчерашнего полета, - делился впечатлениями генеральный директор "Сухого" Михаил Погосян. - Машина вела себя в соответствии с ожиданиями. Это первый шаг к самолету пятого поколения".
Сравнивая все с той же Америкой - соревновательный дух в военной сфере был присущ нашим государствам долгие годы, - с первым шагом Россия опоздала примерно на десять лет. В США самолеты пятого поколения уже стоят на вооружении Военно-воздушных сил.
Но главу "Сухого" это не беспокоит. "Мы всегда делали ответные шаги, - признает Погосян. - Главное, что мы сохранили потенциал". За последние 15 лет, считает он, вложения в военную авиацию были недостаточными. Удавалось держаться лишь за счет экспортных поставок. "Невозможно везде быть первым, - успокаивает глава "Сухого". - Считаю, что те самолеты, которые мы поставляем сегодня, являются перспективными".
Поводом для оптимизма руководителя компании "Сухой" стал ряд учений, в которых российские Су-30 МКИ сталкивались с американскими боевыми самолетами и всегда выходили победителями. А Су-35 в свою очередь мощнее Су-30.
Доволен новой машиной и летчик-испытатель Сергей Богдан, который накануне и поднимал новый истребитель в воздух. Именно он знакомил Владимира Путина и первого вице-премьера Дмитрия Медведева с кабиной Су-35. Президент при этом все-таки отдельно поинтересовался, в чем будут отличия самолета пятого поколения от промежуточной модели. По словам Богдана, прежде всего это новый корпус и еще более мощный двигатель. И летчик-испытатель отдельно добавил, что уже в следующем году истребитель пятого поколения может подняться в воздух. "А зарплата у вас какая?" - напоследок уточнил глава государства. Доволен летчик и ею.
Кроме того, на своеобразной выставке высшее руководство страны смогло посмотреть на ряд других перспективных разработок отечественного авиастроения. В ангаре также стояли фронтовой бомбардировщик Су-34, истребитель поколения 4++ МиГ-35, гражданский самолет Ту-334 (готовящийся для смены Ту-134). Однако чуть позже Владимир Путин и Дмитрий Медведев задержались около учебно-боевого самолета Як-130. Причем Владимир Путин, который не раз уже не просто сидел в кабинах боевых самолетов, но и летал на них в качестве второго пилота, предложил опробовать кресло первому вице-премьеру Медведеву. Пока Медведев слушал разъяснения конструкторов, сидя на учебном месте, Владимир Путин наблюдал за этим снизу, внимательно изучая корпус самолета и попутно общаясь с летчиками.
У визита Владимира Путина в Жуковский был и другой значимый повод. Именно на базе этого подмосковного города, являющегося с советским времен одним из центров отечественного авиастроения, планируется создание Национального центра авиастроения. Его презентацию президенту провели в находящемся на территории аэродрома филиале конструкторского бюро имени Туполева. Предваряя краткий рассказ, губернатор Московской области Борис Громов сообщил, что работа по созданию центра практически началась. Уже подписано соглашение между областью, Объединенной авиастроительной корпорацией, "Ростехнологии", а также принято решение и завершается работа по увеличению площади города Жуковский.
Видимо, для большего до сих пор не хватало самого главного - решения на высоком уровне. Вчера глава государства сообщил, что подписал указ о создании Национального центра авиастроения. "Мы собрались по значимому для отечественного авиастроения вопросу", - подчеркнул Путин. Он выразил надежду, что эта задача станет общенациональной, вокруг которой объединят свои усилия все уровни власти, бизнес. "За этим будущее, - объяснял важность проекта Владимир Путин. - Если мы говорим об инновационном развитии экономики и России в целом, то без авиации мы ее не решим". У Жуковского, уверен президент, есть все возможности стать развивающимся центром отечественной авиации. Здесь уже развернуты подразделения основных фирм и конструкторских бюро, существует хорошая база приборостроения, есть возможность развернуть сеть научных и венчурных предприятий. "Такая среда уже по своему духу настроена на инновационное развитие в будущем", - заключил президент.
Главное, уверен он, в этих планах нет ничего невозможного. "Это абсолютно реалистичный проект, - заявил Путин. - Потребуются большие ресурсы, но они у нас сегодня есть. Создание в Жуковском такого интегрированного центра авиастроения возможно".
Владимир Путин описал и несколько задач, которые должны в будущем позволить России упрочить свои позиции на мировом рынке авиации. Однако сперва он вспомнил о собственных потребностях страны и, в частности, о перевооружении Военно-воздушных сил. "Считаю неприемлемой ситуацию, когда иностранные покупатели получают самые современные самолеты, а наши воздушные силы довольствуются модернизацией старых", - сказал глава государства. В связи с этим он потребовал от правительства и министерства обороны пересмотреть программу Госвооружения и, возможно, увеличить ее расходы для дополнительной закупки современной авиатехники. Кроме того, Владимир Путин вспомнил и о такой проблеме, как налет российских пилотов. По мнению президента, он должен увеличиваться. И хотя в сравнении с началом 90-х годов этот показатель возрос в несколько раз, он все равно сегодня далек от нормы. "Требуется также качественно улучшить подготовку летного состава, - указал Путин. - Причем на новой тренажерной базе".
Не забыл президент и о таком важном направлении, как международная кооперация. Именно таким образом Россия сегодня создает серию новых средне- и дальнемагистральных самолетов. По мнению Владимира Путина, международная кооперация - это в первую очередь средства развития собственных возможностей. Но если переговоры с иностранными партнерами затягиваются - не важно, по каким причинам, - то российские компании должны не останавливаться из-за этого, а продолжать разработку самостоятельно.