21.02.2008 02:20
    Поделиться

    Автомобильные выхлопы отравляют воздух курортов региона Кавминвод

    В Пятигорске, где автомобильные пробки досаждают жителям едва ли не круглосуточно, нашли способ решения проблемы. Его обнародовал московский ученый.

    Как сообщила пресс-служба думы города Пятигорска, доктор технических и физико-математических наук Московского горного университета, Кемал Халкечев предложил ограничивать скорость автомобилей при помощи специальных технических средств. В народе их называют "лежачими полицейскими". Оптимальную скорость передвижения предполагается определять по специальной методике с учетом расстояний между светофорами, ширины дорожного полотна и количества машин. По мнению автора, это поможет упорядочить транспортные потоки и создать так называемую "зеленую волну", позволяющую автомобилю проезжать исключительно на разрешающий сигнал светофора.

    К слову, идея не нова. Есть у нее уже и свои сторонники, и противники. Однако в Пятигорске решили пойти на эксперимент и опробовать метод на отдельных участках города. Насколько эффективным он будет, покажет время. Но сегодня ясно одно - замалчивать проблему из опасений подорвать курортный имидж региона, как и сидеть сложа руки, больше нельзя.

    С подобной ситуацией столкнулись и в Кисловодске. Каждый четвертый житель города-курорта сегодня передвигается на личном автомобиле. К этому Кисловодск оказался совершенно не готов.

    По данным мониторинга, проведенного Институтом физики атмосферы Российской академии наук на центральных улицах Кисловодска, в часы пик показатели концентрации вредных выбросов в атмосферу приближаются к предельно допустимым. Низкая пропускная способность городских автомагистралей наряду с растущим количеством машин все чаще приводит к массовым автомобильным заторам в Кисловодске и Пятигорске.

    Пресловутые пробки не только портят нервы водителей, но и влияют на состояние окружающей среды курортного региона. Всегда славившийся своим чистейшим горным воздухом Кисловодск сегодня в часы пик переживает настоящую "газовую атаку". Узкие извилистые улицы курорта не выдерживают натиска машин, число которых за последние десять лет увеличилось вдвое. Только на учете в городском РЭО ГАИ состоит более 30 тысяч единиц автотранспортных средств. Плюс к этому ежедневно в город заезжает не менее трех-четырех тысяч иногородних авто.

    - Такая ситуация ставит под угрозу не только целебный кисловодский воздух, но и главное достояние курорта - нарзан, зоны формирования которого в нашем городе находятся всего в шести метрах от поверхности. Для сравнения, в других поселениях региона глубина залегания водных пластов не менее 1500 метров, - говорит депутат, председатель постоянной комиссии по вопросам городского хозяйства, строительства и архитектуры городской думы Кисловодска Виталий Харин.

    Общественность и экологи бьют тревогу: если не решить проблему сегодня, то в скором времени с лечебным климатом и уникальной курортно-бальнеологической базой региона можно будет распрощаться. Выход из дорожно-транспортного тупика в Кисловодске ищет специально созданная рабочая группа, в состав которой входят депутаты и сотрудники городской администрации.

    - По большому счету, способов решения задачи сразу несколько, - считает руководитель группы Хыйса Алиев. - Это, например, запрет на въезд иногороднего автотранспорта. Кстати, недавно глава города Виталий Бирюков уже принял соответствующее постановление в отношении пассажирских перевозчиков на междугородных рейсах. Другой вариант - строительство дорожно-транспортной развязки на 61-м километре железной дороги Минводы - Кисловодск. Проект разработали еще в советские времена, но потом он благополучно канул в Лету. Вспомнили о развязке лишь в конце прошлого года и даже выделили из городской казны деньги на ее возведение.

    Не первый год в городе нарзана обсуждается и строительство объездной дороги через поселки Нежинский и Зеленогорский, которая позволит разгрузить центральную часть Кисловодска и улицы, прилегающие к курортной зоне.

    Как рассказал корреспонденту "РГ" заведующий отделом промышленности, транспорта и связи администрации Кисловодска Вячеслав Комаров, несколько лет назад в городе была разработана и направлена в министерство промышленности, транспорта и связи края концепция развития транспортной инфраструктуры. Однако для ее внедрения в жизнь, как всегда, не хватает средств. Без федеральной и краевой помощи строительство городу не осилить.

    Но и эта проблема не единственная.

    - Рано или поздно придется расширять городские трассы, но сделать это очень трудно, если вообще возможно, - утверждает Вячеслав Комаров. - В городе продолжается хаотичная застройка, при этом многие новые строения уже выходят за так называемую "санитарную зону" и для расширения улиц не остается никакого резерва.

    Мнение

    Елена Макеева, заведующая экологическим отделом комитета промышленности, транспорта и связи администрации Кисловодска:

    - Перегруженность городских дорог транспортом, безусловно, оказывает негативное влияние на окружающую среду. В Кисловодске неоднократно предпринимались попытки решить проблему, но все не так просто. К примеру, ограничить доступ личного иногороднего транспорта не позволяет законодательство. Эта наша инициатива закончилась протестом прокуратуры.

    И все же выход, на мой взгляд, есть. Во-первых, нужно активнее переходить на газовое топливо, при использовании которого выхлоп вредных примесей сокращается в два-три раза. Во-вторых, необходимо закупать современные, высокотехнологичные машины. Но главное, городу необходимы новые транспортные развязки. И решать этот вопрос надо грамотно, в общем контексте с генеральным планом развития города, который, к слову, в Кисловодске до сих пор не утвержден - проходит корректировку.

    Поделиться