Полтора миллиарда рублей выделят региональные власти в этом году на ремонт и содержание сельских дорог. Таких масштабных инвестиций в дорожную отрасль на Псковщине не видели с середины 1980-х годов.
Что такое качественные дороги для нормального развития региона объяснять не надо. Любая из них - это дорога жизни. Для области, где количество сельских населенных пунктов выше, чем в среднем по России, хорошая дорога - необходимое условия сохранения жизни на селе. В Псковской области более 8 тысяч километров сельских дорог находятся в критическом состоянии. Долгие годы средств в бюджете хватало только на то, чтобы поддерживать их в жизнеспособном состоянии. В этом году ситуация коренным образом изменилась.
Для максимально эффективного подхода к отбору дорог, которые подлежат ремонту в первую очередь, в Псковской области разработали свое ноу-хау: новую, балльную систему оценки их качества. С применением новой системы оценки уже обследовано 1852 километра дорожного полотна.
Оценка качества дорог осуществлялась по десяти критериям. По показателям складывался общий балл каждого километра обследуемой дороги. Если дорога набирает более 160 баллов, то она подлежит ремонту.
Первым параметром является колейность дорожного покрытия. "Если на данном километре дороги находится хоть одна колея глубиной до 2,5 сантиметра, то дороге присваивается 10 баллов. Это уже отклонение от нормального состояния дорожного полотна”, - пояснил корреспонденту "Российской газеты” вице-губернатор Игорь Максимов. Если же глубина колеи от 2,5 сантиметра до 3, то дороге присваивают 20 баллов, если свыше 40 - то 50 баллов.
Следующие параметры - продольная трещина и сцепление колеса с покрытием. Оценка по этому критерию проводится с применением специальной дорожной лаборатории. Следующим показателем выступает просадка пучин. Также оценивается состояние искусственных сооружений, состояние водоотвода, прочность дорожного покрытия.
По словам Игоря Максимова, у дороги четвертой категории ширина земляного полотна должна быть 6 метров. Если эта ширина меньше, то дороге присваивается 10 баллов. Если ширина проезжей части не соответствует параметрам, то присваивается еще 10 баллов. И последний параметр - это концентрация ДТП на этом километре дороги.
Для того чтобы оценить этот параметр, берется официальная статистика органов ГИБДД. Таким образом для ремонта был отобран 31 объект. Всего - 140 километров.
В администрации Псковской области особо подчеркивают, что применение новой балльной системы - это не временная мера, а исполнение принципа отбора будет жестко контролироваться. При этом любой желающий может проверить, насколько объективно применение методики.
В первую очередь в областном центре реконструкции будут подвергнуты дорожные объекты, несущие наибольшую социальную и экономическую нагрузку. Один из таких объектов - мост 50-летия Октября через реку Великая. Этот мост один из трех, связывающих центр Пскова и район Завеличья. При этом на него приходится огромная нагрузка за счет движения большегрузного транзитного транспорта.
Михаил Кузнецов, губернатор Псковской области:
- Начиная большой ремонт дорог, мы тем самым отдаем жителям долги прежних лет, когда начиная с 2000 года дорожники в своей работе "залезали” в карман будущих работ. Резкое увеличение объема работ требует изменения управленческих решений. Если при малых объемах мы могли доверять интуиции дорожников, то сейчас необходима разработка конкретных унифицированных параметров, которые будут определять перечень дорог, подлежащих ремонту. Такая система будет исключать вопрос существования любимчиков и позволит подходить к вопросу объективно.