В Катайске почти полгода незаконно работало учреждение для беспризорников

По требованию прокуратуры Курганской области закрыт приют для несовершеннолетних, незаконно действовавший на базе Катайского детского дома.

О существовании приюта в надзорном ведомстве узнали, можно сказать, случайно. Во время плановой проверки исполнения законов о несовершеннолетних прокурор увидела документы, согласно которым детей помещали в Катайский приют, о котором до сих пор ничего не было известно.

- Мы знаем, что в области есть только восемь социальных приютов для детей, про Катайский первый раз слышали, - рассказала старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Ирина Колотенко. - Естественно, заинтересовались, откуда он взялся.

Оказывается, приют был создан по муниципальному контракту, который заключило управление образования Катайского района с директором Катайского детского дома и районным отделом образования. Детский дом стоит полупустой, потому что его питомцев разобрали приемные семьи и опекуны, вот районная власть, видимо, и решила занять пустующие площади под приют. На первый взгляд, дело благое. Ведь, по большому счету, какая разница, в каком приюте будут находиться дети, нуждающиеся в помощи! Главное - что они устроены и окружены заботой. Есть у муниципалитета деньги - пусть создает приют, рассудил бы обыватель. В прокуратуре тоже за то, чтобы дети находились под присмотром, только не понимают, зачем нарушать законы.

- По закону дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в экстренной социальной помощи, в возрасте до четырех лет должны содержаться в домах ребенка системы здравоохранения, а старше четырех - в социальных приютах и реабилитационных центрах системы социальной защиты населения, - пояснила Ирина Колотенко. - Начальник управления образования Катайского района, заключив контракт с детским домом, превысил свои полномочия, а по сути начал тратить муниципальные деньги на то дело, которое финансируется из бюджета субъекта.

Решение иметь на своей территории приют в Катайском районе объяснили просто: "Ближайший - находится в селе Шатрово, детей туда везти далеко и дорого. На один только бензин тратится куча денег". В прокуратуре считают, что в данном случае подобные оправдания не уместны. Во-первых, на создание приюта ушло гораздо больше средств, чем на бензин, во-вторых, и это самое главное, дети в таком доморощенном приюте не получали должного ухода - там нет специалистов. Никто практически не занимался их реабилитацией и дальнейшей судьбой, сплошь и рядом нарушались права детей.

Например, по постановлению главы района, в приют была принята двухлетняя девочка, оставшаяся без попечения родителей, которые, как указано в документах, уклоняются от воспитания: отец пьет, а где находится мать - неизвестно. У малышки был целый букет заболеваний, она нуждалась в медицинском уходе. Как правило, в таких случаях ребенок поступает сначала в детское отделение центральной районной больницы, а оттуда в дом ребенка системы здравоохранения, где дети обычно находятся до устройства в семьи. Девочка прожила в приюте более четырех месяцев, а найти новых папу и маму руководство детдома даже не пыталось.

Другой пример. По заявлению матери в связи с трудным материальным положением в приют был зачислен ее десятилетний сын.

- Непонятно, чем руководствовался сектор опеки, когда выписывал мальчику путевку именно в приют, когда рядом находится полупустой детский дом, - говорит Ирина Колотенко, - ведь согласно уставу и типовому положению дети, которых временно родители не могут содержать и воспитывать по материальным причинам, должны направляться в детский дом. В Катайске он есть, укомплектован всего на 25 процентов, а подростка почему-то помещают в приют...

А две бродяжки 10 и 11 лет попали сюда с улицы. С их слов, они живут в Свердловской области. За одной из девочек приехала мать. Удивительно, что работники приюта, не спросив у нее документов - действительно ли она мама, просят постороннего человека взять с собой и вторую девочку. Все равно, мол, живете в одном городе, по пути завезете ребенка мамаше...

Почти два месяца в приюте находился подросток из Челябинской области, которого сняли с поезда за безбилетный проезд. Не зная специфики работы с такими детьми, сотрудники учреждения не пытались устроить ребенка.

Всего за шесть месяцев - именно столько просуществовал Катайский приют - через него прошло восемь детей. По протесту прокуратуры Курганской области незаконные положения устава образовательного учреждения отменены, деятельность приюта на базе детского дома прекращена. Сейчас готовится представление в главное управление образования с требованием привлечь к административной ответственности виновных областного ведомства и Катайского детского дома.