21.02.2008 03:00
    Поделиться

    Московский театр, где все роли исполняют слепые актеры, готовится к премьере

    В Москве недалеко от станции метро "Полежаевская" есть необычный театр.

    Он называется "Внутреннее зрение". Там играют актеры - инвалиды по зрению.

    И играют замечательно - театр Всероссийского общества слепых (ВОС) даже получил звание народного. Корреспондент "РГ" решил узнать, как удается этим людям, едва отличающим свет от тьмы, свободно передвигаться по сцене, играть так легко и непринужденно, что зрители неизменно забывают о слепоте актеров.

    Трости - в сторону

    В театре как раз начиналась репетиция. Включенный магнитофон воспроизводит скрип и топот рассаживающихся зрителей. Свет в зале медленно гаснет. Но актеры этого не видят. Они ждут другого сигнала - вспышки специальной лампы, которую способны заметить. И вот - вспышка, занавес поднимается, раздается сдавленное "ах"... На сцене - повешенный. Так здесь начинается спектакль "Гарольд и Мод", поставленный по одноименному роману английского писателя К. Хиггинса.

    В репертуаре народного театра - около полусотни спектаклей, но этот самый любимый. Его ставят уже более тридцати лет. За это время в "шкуре" главного героя успели побывать не один десяток актеров. А вот Мод - неизменно одна. Это режиссер народного театра Элла Варшавская - единственный в труппе человек с театральным образованием.

    В театре числится около 40 актеров. Половина из них - слепые и слабовидящие инвалиды I и II группы по зрению, но обладающие светоощущением. То есть различают светлое на черном. Есть и несколько зрячих. Например, в этом спектакле их задействовано трое. Остальные - и живут, и играют в абсолютно полной темноте. Они тотально слепые.

    За пределами реабилитационного центра ВОС "тоталы" передвигаются только с белой тростью. Но на сцене обходятся без нее. Наверное, это и есть волшебная сила искусства.

    Не сесть бы в торт

    Зрители, пришедшие посмотреть на слепых актеров, очень быстро забывают об их недуге. Только после спектакля спохватываются: "Как такое может быть? Тут в своей квартире ночью не пройдешь, не зацепившись за дверной косяк или мебель. Ну в самом деле: как слепому человеку удается - даже не играть, а просто легко передвигаться по сцене?

    - Труднее всего тотально незрячим, - рассказывает актриса театраГалина Ибрагимова - сама инвалид I группы по зрению. - Иногда приходится их направлять - в какой-то момент приобнять или рядом провести рукой в воздухе, можно привлечь звуком, если, например, актер пошел не в ту сторону или во время диалога смотрит не на того собеседника...

    Все эти маленькие хитрости не видны зрителю. А отсутствие зрения, по словам Галины, отчасти компенсируется другими обостренными чувствами - слухом, обонянием, осязанием. На сцене все это начинает действовать. Актеры либо отсчитывают шаги, либо засекают время между действиями, запоминают музыку, скрип паркетин, ориентируются по шороху платья, прикосновению руки.

    Впрочем, случаются и казусы. Например, в одном из спектаклей героиня нечаянно села на торт. Зрители подумали, что так и должно быть, а на самом деле ее партнер не досчитал нужного количества шагов до стола и поставил коробку на стул. Но это и со зрячим может произойти.

    Сцена освещает жизнь

    Галине Ибрагимовой - 38 лет, в спектакле она играет мать Гарольда. В театр попала 17 лет назад, за это время успела "сходить" замуж и воспитать 14-летнюю дочь. Подрабатывает в супермаркете. Деньги небольшие, но не лишние. А театр - это для души. "Мне кажется, что я на сцене прозреваю", - признается Галина.

    "Светом в окошке" стало увлечение театром и для красавицы Ирины Кирюшиной, инвалида II группы. Она появилась здесь три года назад - после победы на конкурсе Всероссийского общества слепых "Мисс ВОС". А до того работала уборщицей в школе. В этом спектакле ей досталась роль взбалмошной невесты Гарольда. Вообще характерные персонажи Ирине особенно удаются. Не по душе только одна героиня - Настя в пьесе Горького "На дне". Ирина в жизни не терпит пьяниц.

    Следите за жестом

    Репетиций в неделю три: понедельник, среда и четверг. Начинают строго в семь вечера (ведь некоторые днем работают), а заканчивают, бывает, и за полночь.

    На постановку каждого спектакля уходит месяцев по семь, так что премьеры тут случаются нечасто. Начинают как везде с читки пьесы и распределения ролей. Режиссер читает текст, затем актеры приступают к заучиванию своих ролей по азбуке Брайля. Кто лучше запоминает на голос, тому режиссер "начитывает" текст на аудиокассету.

    После этого начинается главная работа - Элла Иосифовна репетирует с каждым по отдельности. Ставит жесты - многие актеры никогда не видели внешней реакции другого человека: тут он "разведет руками", а в этот момент - "сдвинет брови". Элла Иосифовна учит натурально изображать, например, шок. Взмах руки, падение, мимика - трудно поверить, что все это тщательно заученные движения.

    По признанию Варшавской, сложнее всего работать с теми, кто слеп от рождения. Если человек потерял зрение взрослым, он еще помнит цвета, жесты, выражения лица в разных эмоциональных состояниях.

    Верю!

    -У меня нет любимчиков, - говорит Элла Варшавская. - В нашем театре каждый актер - яркая индивидуальность.

    Именно режиссер помогает им раскрыться. Иногда она словами основателя театральной системы кричит из зала: "Не верю!" И тогда сама спешит на сцену, чтобы поставить руки, поворот головы. Только удостоверившись в "натуральности", спускается в зал. Главное ее требование к актеру: "Человек должен быть с эмоциями, чтобы заражать публику энергией, тогда становится интересно".

    Кроме творчества у Варшавской полно и хозяйственных забот: реквизит, костюмы. Что-то приходится покупать, а чаще здесь латают старое - почти весь арсенал театра остался с доперестроечных времен. Больше всего здесь гордятся вольтеровским кожаным креслом - ему далеко за 50 лет, а на подмостках выглядит еще хорошо.

    Этот театр - по сути реабилитационный центр как для слепых, так и для хорошо видящих людей. Даже зрячие актеры, которые здесь играют - люди с непростыми судьбами, которых не миновала черная жизненная полоса.

    Заветная мечта режиссера "Внутреннего зрения" - поставить спектакль по роману болгарского писателя Павла Вежинова "Барьер". Очень близкая по духу вещь. Артисты из народного театра слепых каждый день преодолевают свой барьер - между полной темнотой и яркими красками жизни.

    Компетентно

    Элла Варшавская,
    режиссер театра "Внутреннее зрение":

    - Из слепых получаются замечательные актеры. Во-первых, они вкладывают в эту работу всю душу. Во-вторых, каждый из них личность, которой есть что рассказать и показать зрителям. Все они прошли нелегкое испытание, адаптируясь к миру, приспособленному для для зрячих. У слепых вообще хорошо получается все, что связано со словом. Из слабовидящих выходят лучшие переводчики (очень хорошо развит слух, отсюда склонность к языкам). Как правило, слепые лучше формулируют свою мысль и почти все могут писать рассказы - слишком много представлений об окружающем мире получают именно из слов. И еще, как ни странно, слепые - хорошие психологи. Они умеют слушать.

    Всероссийский культурно-спортивный реабилитационный комплекс инвалидов по зрению расположен на улице Куусинена, 19 "а". Помимо народного театра, здесь есть класс академического вокала, студия бального танца, ансамбль духовых инструментов, проходят занятия по сценической речи. Работают певческие коллективы: народные хоры "Русская мелодия" и "Настроение", "Шоу-группа премьер", женские ВИА "Подруги" и "Зоренька", группа "Ретро".

    Тел. (495) 943-27-01.

    В здании реабилитационного комплекса расположена также Федерация спорта слепых - с бассейном, тиром, спортзалами. Занятия проходят по следующим видам спорта: голбол (игра в ручной мяч, который издает звуки), легкая атлетика, пулевая стрельба, торбол (командная игра в мяч), конькобежный спорт, дзюдо, борьба, плавание, теннис, пауэрлифтинг (поднятие штанги), спортивный туризм, футбол.

    Тел.: (495) 923-90-66, 943-27-01, 943-35-52 Факс: 782-01-41.

    Поделиться