В Соединенных Штатах прошел общенациональный праздник - День президентов. Пока их в истории США 43, в ноябре изберут нового - судя по нынешним участникам предвыборной гонки, какого прежде еще не бывало.
По закону День президентов отмечается в США в третий понедельник февраля. Однако это позднейшая дань удобству и коммерческому расчету. Изначально же дата была фиксированной - 22 февраля, день рождения Джорджа Вашингтона, отца-основателя американского государства и первого мирового лидера, которого стали именовать президентом. Титул он, кстати, унаследовал от "президентов Соединенных Штатов, в ассамблее конгресса собравшихся".
"Континентальные конгрессы" во главе с председательствующими "президентами" были с 1774 года центральным законодательно-исполнительным органом власти американских колоний. А затем и самопровозглашенных государств-"штатов" до тех пор, пока те не составили свою конституцию и не сформировали на ее основе новую структуру государственного управления. Исполнительную ветвь власти в ней и возглавил в 1789 году Джордж Вашингтон.
Для американцев вся эта история - живая. На ее основе сформировано общественное сознание народа, воспринимающего республиканско-демократическую форму государственного устройства со всей естественностью закона природы. Она дышит в той же конституции с ее системой "сдержек и противовесов" и накопившимися поправками, включая знаменитый "Билль о правах", а также ограничение президентских полномочий двумя четырехлетними сроками. Но при этом она же сквозит и в сохраняющемся ревнивом симбиозе между штатами и федеральным центром, в архаичной системе общенациональных выборов.
Среди формальных проявлений благодарной памяти потомков главным мемориалом Вашингтону служит, конечно, американская столица, созданная в соответствии с его замыслом. В честь первого президента назван также один из штатов, его портрет красуется на самой мелкой - и, соответственно, ходовой - однодолларовой купюре. Первым среди соотечественников появилось его имя и в национальном праздничном календаре.
Произошло это, однако, лишь через 80 лет после смерти Вашингтона. Госслужащие принялись отмечать 22 февраля сначала в столице, а затем и по всей стране. В 1971 году по закону об "унификации" праздников красный день календаря сдвинули на понедельник. Думали при этом "совместить" с вашингтоновским еще и день рождения Авраама Линкольна, но официально так и не собрались. В итоге теперь между штатами царит привычная разноголосица: Вирджиния никому не позволяет примазываться к "своему" Вашингтону и персонально закрепляет за ним общий праздник. Алабама отмечает заодно еще и "день Томаса Джефферсона", хотя тот родился в апреле, Массачусетс поминает всех "своих" президентов, от отца и сына Адамсов до Джона Кеннеди, а Коннектикут сепаратно гуляет еще и 12 февраля в честь Линкольна. Но политкорректные справочники провозглашают нынешний День президентов праздником всех президентов США.
Отмечают его, впрочем, без пафоса. Для подавляющего большинства жителей страны день ассоциируется в основном с традиционными магазинными распродажами. Разве что кое-где в Вирджинии устраивают костюмированные представления и парады. Школьникам, правда, уже с первого класса объясняют, кто такой президент, но с упором скорее на демократические атрибуты лидерства, а не на конкретные исторические личности.
По данным Службы Харриса, лучшими президентами в своей истории американцы называют сейчас Авраама Линкольна и Джорджа Вашингтона. Среди государственных деятелей недавнего прошлого вне конкуренции Рональд Рейган и Франклин Рузвельт, за которыми следуют Джон Кеннеди и Билл Клинтон.
Худшим же президентом за послевоенный период 34 процента американцев считают Буша-младшего. Его негативный рейтинг вдвое выше, чем у того же Клинтона, и примерно втрое - чем у Джимми Картера и Ричарда Никсона. Конечно, это говорит прежде всего о том, что историческая память коротка, а оценки поляризованы. Но сигнал для Белого дома все же тревожный. Согласно опросу "Пью рисерч", жители США в соотношении 59 процентов к 28 считают, что провалы нынешней администрации перевесят ее достижения. У Клинтона после всех скандалов соотношение было 51 к 37 в его пользу, у Рейгана в разгар "Иран-контрас" - 46 к 41.
За право сменить Буша в Белом доме реально борются сейчас трое - сенатор-республиканец из Аризоны Джон Маккейн и пара демократов: бывшая "первая леди" США Хиллари Клинтон и молодой темнокожий сенатор из Иллинойса Барак Обама. Ни женщин, ни афроамериканцев на высшем государственном посту в США прежде не бывало. Что касается Маккейна, ему летом исполнится 72 года, так что в случае победы на выборах он станет самым пожилым избранным президентом.
Все потенциальные лидеры обещают повести Америку вперед, но при этом, по мнению политологов, сами во многом оглядываются назад. Для Клинтона образцом служит, естественно, ее муж, для Маккейна - кумир республиканцев Рейган. Существует любопытная теория, согласно которой президентство Обамы могло бы стать в известном смысле возвратом к установке Картера на "этический императив" в политике. Между прочим, растущая популярность Обамы уже заставляет местных специалистов вспоминать наряду со славнейшими и самые мрачные страницы в политической истории США - случаи покушений на президентов и кандидатов в президенты.
В Москве, насколько можно судить, наибольшую тревогу сейчас вызывает возможность прихода в Белый дом Маккейна. Он действительно отличается резкостью суждений о России и российском руководстве. Однако один из его ключевых внешнеполитических советников Роберт Макфарлейн заверил меня в том, что для сенатора Россия - "не друг и не враг, а великая держава с важными интересами". По словам Макфарлейна, свой подход к "устойчивому диалогу" с Москвой Маккейн собирается выстраивать так же, как это делал в свое время Рональд Рейган.