Sotheby's демонстрирует в Москве предаукционную выставку русского современного искусства

По недавно сложившейся традиции аукционный дом Sotheby's демонстрирует в Москве избранные произведения, которые в середине марта будут проданы в Лондоне. Сейчас в Центре искусств на Неглинной показывают 30 из 150 лотов.

Разогревшись лет пять тому назад на продажах "старого" русского искусства, Sotheby's в прошлом году решило прощупать почву и под современным русским искусством. Конечно, понятие это для широкой публики не слишком отчетливое, но тем не менее оно принято как аксиома кланом галеристов, кураторов, критиков и коллекционеров, занимающихся contemporary art. Если обрисовать его в общих чертах, то это художники, вышедшие из советского андерграунда и в основном связанные с концептуалистским движением, плюс к этому разновозрастная молодежь, появившаяся после перестройки и "московского" Sotheby s 1988 года. Кстати, благодаря ему местное творчество и стало известным в мире при том, что сами художники не получили тогда чаемых "зеленых": им выплатили рублями, да и то не все.

И вот год назад, повторив давний опыт, британцы пришли к оптимистическим выводам и решили основательно заняться этим сектором рынка. Это уже видно по тому, что нынешняя коллекция в полтора раза больше прошлогодней и что ценовая планка на некоторых художников значительно поднялась вверх. Как, например, на Олега Васильева, картина которого "Перед рассветом" предварительно оценена (эстимейт) в 400-600 тысяч долларов. Скорее всего, этот холст станет топ-лотом торгов: не случайно его репродукция даже вынесена на обложку каталога. Другие ветераны "старой гвардии" московского концептуализма - Эрик Булатов, Иван Чуйков, Франциско Инфанте, Александр Косолапов и другие - представлены хотя и известными работами, но в виде либо повторов, либо подготовительных штудий. И потому цены на них значительно ниже. Курьезно, но встречаются даже работы, продававшиеся и на том, памятном, "московском" Sotheby s 88-го года, как, например, две картины Вадима Захарова. Возможно, если это перепродажа, то это симптом появления "вторичного" рынка.

Как становится заметным, в этом году главную ставку "сотбисники" все же сделали на "молодое" искусство. Молодое оно не только из-за возрастного ценза художников (30-40-летние у нас все еще считаются молодыми), но и потому, что иные вещи попадали в аукционную коллекцию буквально с пылу с жару, то есть они созданы всего два-три, а то и год назад. Однако эти большеформатные, высокотехнологичные работы (компьютерные принты, сложная по отливке бронза), рискованно заигрывающие с гламуром и глянцем, вполне соответствуют вкусам современных коллекционеров. Вероятно, в этом случае "сотбисники" не обошлись без помощи местных галеристов, предоставивших или давших им "наводку" на Дмитрия Шорина, Олега Ду, Даню Акулина и других. Понятно, что рынок затягивает в себя все или почти все, и в поисках свежего, бывает, что даже выходит за свои пределы. Так, например, с некоторой оторопью и удивлением в каталоге аукциона (лот N 63) можно обнаружить портфолио из 25 полароидных снимков Андрея Тарковского, сделанных им в Италии в начале 1980-х годов. Фотографии неважного качества, любительские, но сугубо интимные, семейные. Стоило ли их выставлят ь на продажу, спекулируя на имени и памяти известного кинорежиссера?