Дмитрий Медведев: Государство обязано дать возможность людям самим выбирать себе поликлинику, лечащего врача и страховую компанию

Выступая в Красноярске, первый вице-премьер Дмитрий Медведев сформулировал основные принципы, на которых будет строиться наша медицина в ближайшие годы.

Какие законодательные решения для этого понадобятся, "Российской газете" рассказал Сергей Колесников, академик РАМН, зампред комитета Госдумы по здравоохранению.

К врачу - по выбору

Сергей Колесников: Речь о том, чтобы в корне поменять существующую систему взаимоотношений "врач - пациент". Прежде всего это касается доступа к праву выбора врача. Сейчас, хотя формально такое право и прописано в нашем законодательстве, на деле выбирает не пациент, а, наоборот, страховая компания и врач выбирают пациента.

"Государство обязано дать возможность людям самим выбирать себе поликлинику, лечащего врача и страховую компанию. И те деньги, которые в виде налогов и сборов изъяли у гражданина, должны прийти к врачу только через пациента, через оказание ему качественной услуги, а не от чиновника райздрава и не по смете"

Российская газета: Как как это право обеспечить?

Колесников: Сегодня страховое поле делится между разными страховыми компаниями. Проводятся тендеры, компания выигрывает обслуживание города или района. А все пациенты, которые живут в этом городе, автоматически оказываются приписанными к этой компании. Это как крепостное право. Больной, может, и хотел бы, допустим, обратиться в московскую клинику, но ему страховая компания эти услуги не оплатит.

Эту проблему надо решать. То есть не будет страховых полей, страховщики станут конкурировать за человека, который в рамках ОМС будет заключать договор с тем, кто предложит ему лучшие условия.

Участие частных клиник в программе ОМС

РГ: При этом неважно, где захочет человек лечиться, - это может быть и государственная клиника, и частная?

Колесников: Да, если пациент попадет в частную клинику и ему будет оказана помощь в пределах, гарантированных государством, страховая компания оплатит это лечение. Дополнительные услуги пациент должен будет оплатить сам.

РГ: Каким может быть в этом случае механизм финансирования?

Колесников: Есть государственные стандарты оказания медицинской помощи. Каждая услуга, каждый вид помощи имеют свою стоимость. В рамках программы госгарантий все услуги для пациента бесплатны, они оплачиваются за счет ОМС. Но если в частной клинике стоимость услуг, например, в два раза выше, то пациенту придется оплатить половину стоимости самому, а половину ему оплатит государство. Через его страховую компанию.

Сегодня же, если мы приходим в частную клинику, нам приходится полностью платить за все абсолютно анализы, исследования, консультации, бесплатность которых вроде бы гарантируется государством.

РГ: Значит ли это, что нас ждет реформа ОМС?

Колесников: Сейчас идет серьезная работа над концепцией развития здравоохранения до 2020 года. Очевидно, организационно-финансовая основа нашего здравоохранения - обязательное медицинское страхование должно совершенствоваться.

Чтобы страхование стало полноценным, необходима полномасштабная оплата медицинской услуги. К сожалению, в выступлении Дмитрия Медведева мы не услышали тезиса о необходимости увеличения расходов государства на здравоохранение. Между тем, если ориентироваться на рекомендации ВОЗ, эти расходы в составе ВВП должны составлять не менее 5,5-6 процентов. Уверен, что правительство осознает эту необходимость.

Деньги - за пациентом

РГ: Поставлена задача: работа страховых компаний и врачей должна финансироваться по конечному результату, под которым понимается здоровье пациента. Как это возможно?

Колесников: У нас извращенная ситуация, когда до сих пор планируется занятость койки. А вылечили больного или не вылечили, не столь важно. Финансирование клиники и зарплата врача от этого сейчас практически не зависят. На самом деле деньги должны следовать за пациентом. Во всем мире финансирование зависит от количества пролеченных пациентов и результатов этого лечения. Вот к чему мы должны стремиться.