Теперь приставы получили право самостоятельно возбуждать уголовные дела за злостное уклонение от уплаты алиментов или кредитов, запрашивать кредитные организации о наличии денежных средств у должника. Управлению пришлось обращаться напрямую к жителям края с предложением о содействии.
В общественном сознании фигура неплательщика алиментов напрямую связана с принадлежностью к мужскому полу. Однако в жизни все бывает сложнее. Жительница Апанасенковского района края Юлия Сергиенко в прошлом году была лишена родительских прав - за злоупотребление алкоголем и систематическое пренебрежение собственными материнскими обязанностями. Детей - мальчика 1996-го и девочку 1992-го годов рождения отдали в опекунство бабушке, а саму мамашу обязали платить за их содержание. Юлия на решение суда наплевала и продолжила веселую жизнь без постоянной работы, но с выпивкой и кавалерами. И лишь когда бумага с гербом уведомила ее о возбужденном за злостную неуплату алиментов уголовном деле, дама одумалась. Теперь она не пьет, стала на учет на бирже труда и ищет способы заработать.
Дело Сергиенко - одно из двадцати четырех, которые ставропольские приставы уже успели возбудить с начала нынешнего месяца. И это, уверяют в управлении, только начало.
- Из более чем ста тысяч исполнительных производств, находящихся у нас в работе, пятнадцать тысяч составляют именно алиментные, - объясняет ситуацию главный судебный пристав Ставропольского края Геннадий Кутепов. - Из них почти половина - это те, в которых плательщики ведут себя добросовестно, вовремя перечисляя необходимые суммы. Остальные должники в принципе могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Озабоченности приставам добавляет социальная роль подобных дел - в некоторых случаях родители-неплательщики в буквальном смысле лишают своих детей куска хлеба. Чтобы увеличить эффективность собственной работы в изменившихся условиях, в управлении по краю приняли решение развернуть широкую информационную работу с жителями региона. Уже неделю на полосах газет и в эфирах радиостанций звучат обращения к взыскателям алиментов, которые в течение четырех месяцев и более не получают положенных им выплат. Им предлагают сообщить о задолженности в территориальные отделы службы или по круглосуточному телефону доверия и гарантируют скорейшее рассмотрение вопроса с принятием против неплательщиков всех возможных мер, вплоть до возбуждения уголовного дела. Результаты информационной кампании обещают быть серьезными.
- На стадии обсуждения не все в управлении были согласны с необходимостью такой разъяснительной работы, опасаясь роста количества необоснованных жалоб, - говорит Геннадий Кутепов. - Однако уже за первые четыре дня к нам поступило порядка 30 обращений, содержащих конкретные факты нарушений.
К слову, обратиться в службу судебных приставов могут не только те, кому должны, но и сами должники - хотя бы для того, чтобы осведомиться, не попадают ли они в категорию злостных неплательщиков, которым грозит уголовное преследование. Кроме того, говорят в управлении, алиментщиков ждут здесь с подтверждениями добровольной уплаты положенных на содержание детей средств. В службе намерены дифференцированно подходить к рассмотрению всех обращений, отделяя ситуации, в которых есть явная злонамеренность должника, от, например, оговоров, когда бывшие супруги выдвигают ложные обвинения в неуплате алиментов, что случается нередко.
Между тем приставы не считают расширившиеся функции полностью достаточными.
- Сейчас розыском неплательщиков занимаются органы внутренних дел, причем законом для них не установлено никаких временных рамок, в результате исполнительные производства часто зависают на этой стадии на годы, - говорит Кутепов. - Мы пытаемся выстроить отношения с коллегами так, чтобы получать информацию о ходе поиска должников максимально быстро. Однако окончательно решить проблему можно только путем наделения нашего ведомства правом на оперативно-разыскную деятельность.
Определенное понимание в этом вопросе со стороны власти есть - уже готовится проект Федерального закона "О правоохранительной службе РФ", в случае принятия которого ведомство судебных приставов станет в один ряд с другими правоохранительными структурами, получая соответствующие новому статусу полномочия.
Между тем
В Северной Осетии проблема неплательщиков алиментов связана прежде всего с военными частями, расквартированными близ Моздока. По словам заместителя руководителя республиканского управления ФССП Медеи Элдзаровой, военнослужащие не только достаточно часто уклоняются от уплаты средств на несовершеннолетних детей, но и доставляют немало сложностей при розыске - уехавших из региона офицеров найти в стране нелегко.