Новости

26.02.2008 03:00
Рубрика: Экономика

Взлет по-английски разрешаю

Ровно через неделю вступят в силу новые языковые требования ICAO для летчиков и диспетчеров

Через неделю, а именно с 5 марта 2008 года, для всех летных экипажей и диспетчеров службы движения вводятся новые требования Международной организации гражданской авиации (ICAO) к владению авиационным английским языком.

Как уже отмечала "Российская бизнес-газета", экипажи самолетов и диспетчеры службы движения должны будут демонстрировать способность говорить на английском языке и понимать его на IV рабочем уровне. Всего уровней шесть.

"Российская бизнес-газета" обратилась в несколько российских авиакомпаний, чтобы узнать, каков уровень подготовки на сегодня их летных составов, накануне вступления в силу новых требований ICAO.

Кстати, требования распространяются на все страны. При этом отмечается, что длительное время количество авиационных происшествий по причине слабого знания английского языка не уменьшается.

В авиакомпании "ГТК "Россия" отметили, что требования к владению английским языком распространяются на летные экипажи и диспетчеров службы движения, однако нормативная база в России создается отдельно для летных экипажей и диспетчеров службы движения.

Ряд документов Ространснадзором издан в нарушение требованиям действующего законодательства, что привело к возможности проведения тестирования летных экипажей центрами, не имеющими на это соответствующего разрешения (сертификата). Данное положение, по мнению авиакомпании, приведет к тому, что в процессе проверки в зарубежных аэропортах наших экипажей будут выявлены слабые знания английского языка. В самой авиакомпании "ГТК "Россия" получили сертификаты IV уровня по шкале ICAO 97 человек и V уровня - 2 человека. В соответствии с планами подготовки летных экипажей данной авиакомпании до конца 2008 года все члены экипажа будут укомплектованы как минимум одним специалистом с IV уровнем по шкале ICAO. В авиакомпании "Аэрофлот" еще в марте 2007 года был разработан квалификационный тест, который по результатам опытной эксплуатации был одобрен Ространснадзором России. С июня 2007 года проводится квалификационное тестирование летного состава и, согласно графику, до 5 марта 2008 года тестирование пройдет весь летный состав.

На сегодняшний день в авиакомпании "КрасЭйр" 280 человек из летного состава проходят обучение английскому языку - это все летчики. Больше 20 процентов пилотов авиакомпании уже имеют сертификат IV рабочего уровня английского языка. Еще около 15 процентов получат его в ближайшее время.

Главная проблема, как отметили в авиакомпании "КрасЭйр", наверное, общая для всех российских авиакомпаний - достаточно "преклонный" возраст обучаемых. Если для летчиков возраст 45-50 лет - это самый расцвет карьеры, то для начала обучения иностранному языку, мягко говоря, этот возраст не самый подходящий.

Есть и другая проблема: дефицит экзаменаторов. Дело в том, что квалифицированных специалистов, которые могут и готовы принимать экзамен такого уровня, в нашей стране очень мало. На всю Россию их всего человек 40. Естественно, почти все - в Москве. Так что даже переэкзаменовка тех, кто условно соответствует требуемой норме, тоже сопряжена с некоторыми трудностями.

По данным авиакомпании S7 Airlines, летом 2006 года летный состав, имеющий допуск к полетам на международных воздушных линиях, проходил тестирование на определение уровня знания английского языка. Пилоты и штурманы, которые знали язык ниже уровня, необходимого для получения сертификата IV, V или VI категории по шкале ICAO, проходили специальное обучение. Дальнейшая подготовка и сдача экзамена будут проходить в одном из четырех учебных центров в России, сертифицированных для тестирования уровня знания языка по шкале ICAO. В настоящее время достаточное количество летного персонала S7 Airlines, необходимое для выполнения всех международных рейсов, уже получили сертификаты. Часть сотрудников еще продолжают обучение.

Можно предположить, что ведущие российские авиакомпании справятся с международными требованиями к знанию английского языка и их не "подвинут" с рынка международных перевозок. Однако большинство отечественных авиакомпаний только сейчас приступили к решению данной задачи.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Бизнес - Главное