Федеральные казенные предприятия в скором времени ожидают серьезные реформы, главная цель которых - сделать их полноценными игроками рыночной экономики. Сейчас у них один заказчик - государство. Сколько боеприпасов закажет, столько и сделают. На определенном этапе такая эксклюзивность стала единственной возможностью для выживания уникальных предприятий оборонки.
Недавно доклад Роспрома на эту тему обсуждался на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Специально для "РГ" грядущие преобразования в одном из самых закрытых секторов оборонного комплекса прокомментировал руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Андрей Дутов.
Российская газета: Андрей Владимирович, что ждет в будущем федеральные казенные предприятия? Сейчас у них один заказчик - государство. Они живут исключительно за счет государства - сколько патронов или ракетного топлива им закажут, столько они и сделают.
Андрей Дутов: Напомню, что первое казенное предприятие было образовано еще в 1995 году. Правовым основанием явилась статья 115 Гражданского кодекса России. Сейчас их насчитывается 19, а всего, в соответствии с планами правительства, в промышленности их будет 27. Список предприятий, для которых возможен переход в статус казенного, ограничен и определен планом-графиком, утвержденным Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ. Сегодня казенные предприятия - это 15 заводов промышленности боеприпасов и спецхимии, 1 предприятие в промышленности обычных вооружений и 5 полигонов, из них 1 авиационный, 3 боеприпасных и 1 промышленности обычных вооружений.
Идея учреждать казенные предприятия родилась, что называется, не от хорошей жизни. В ходе экономических реформ начала девяностых годов прошлого века предприятия этого профиля стали банкротами и были переведены в статус казенных после санации. Создание ФКП тогда явилось единственно возможным средством сохранения уникальных и ключевых для обороноспособности страны предприятий и технологий. Основное преимущество этой организационно-правовой формы в том, что государство несет перед предприятиями субсидиарную ответственность. Но с точки зрения управления казенные предприятия выведены из коммерческого оборота, их менеджмент полностью зависит от государства. На их содержание перечисляются раз в год средства из федерального бюджета. Кстати, сейчас мы добиваемся от минфина возможности ежеквартального финансирования для уменьшения издержек, потому что в течение года долги предприятий растут из-за процентов по кредитам. Это необоснованная дополнительная нагрузка на бюджет.
Сегодня принципиальная позиция Роспрома состоит в том, что казенные предприятия - это временное явление. Неправильно, что предприятия существуют вне рынка. Соответственно, для изменения этой ситуации по каждому из них должно быть принято решение о реформировании. Сейчас важно сохранить уникальные технологии и производства, следующим этапом будет развитие.
РГ: Какие сложности возникают для них при нынешнем статусе?
Дутов: Например, промышленность боеприпасов имеет несколько особенностей. У заводов очень большие территории, что обусловлено технологическими особенностями. Они обременены мобилизационными заданиями. Их мощности огромны, но технологические особенности таковы, что государство не может компенсировать консервацию части оборудования: для выпуска любого количества, допустим, пороха нужно задействовать все мощности. А сейчас у государства нет потребности в таком количестве мощностей.
РГ: И каково финансовое самочувствие этих предприятий?
Дутов: По предварительным данным за 2007 год, все предприятия выпустили продукции на 13,1 миллиарда рублей, что на 1,2 миллиарда рублей больше, чем в 2006 году, средняя зарплата - около 9,5 тысячи рублей в месяц. Это невысокий показатель, что обусловлено такой особенностью ФКП, как жизнь по смете. Пик дотирования предприятий из федерального бюджета (более 4,6 миллиарда рублей) пришелся на 2006 год, когда покрывались убытки перед созданием большинства казенных предприятий. В прошлом году государство потратило на поддержку ФКП 2,2 миллиарда рублей.
РГ: Какой будет схема предстоящих перемен?
Дутов: Каждый завод имеет свою специфику, и подход будет строго индивидуальный. Так, может быть принято решение о полной консервации ряда предприятий и о коренной реструктуризации других, понимаемой как модернизация производственных и логистических процессов. Кстати, это вписывается в концепцию улучшения инфраструктуры, которая стала одним из приоритетов государства. Конечно, это большие государственные инвестиции. А в случае консервации мы перестаем платить за убытки и платим фиксированную цену за содержание имущественного комплекса.
Что касается полигонов, то они коммерческими быть не могут: это преимущественно сертификационные и научные центры. Скорее всего они должны стать госучреждениями и жить по смете. Чтобы принять решение по дальнейшему направлению развития полигонов, нужно провести их ревизию. Полигоны, которые сегодня являются казенными, не единственные. Это полигоны, принадлежащие промышленности. А еще есть полигоны минобороны, других ведомств. Стоит подумать об их оптимизации, об объединении функций полигонов где-то на более выгодных площадках. Можно просто уменьшить количество полигонов, если такое в принципе будет возможно.
А для остальных казенных заводов такая форма собственности должны поэтапно уйти в прошлое - путем трансформации в акционерные общества со стопроцентным государственным пакетом акций.
С очень большой долей вероятности можно говорить, что эти предприятия не вернутся в форму ФГУП. Форма ФГУП неэффективна с точки зрения управления и тоже должна исчезнуть. То есть либо переход к ОАО, работающему в условиях рынка, либо к госучреждению, - субсидируемому государством научному центру.
Разумеется, все предприятия, являющиеся казенными, останутся в списке стратегических предприятий. Какие-то из них войдут в создаваемые интегрированные структуры. Я считаю, что нынешняя мода на казенные предприятия должна пройти, и эта линия Роспрома получила одобрение Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.
РГ: Но существует, прежде всего у топ-менеджеров, очень большой соблазн "укрыться" за оболочкой казенного предприятия, чтобы за управленческие промахи платило государство.
Дутов: Безусловно. Но этот соблазн мы будем преодолевать. Новый менеджмент этих предприятий, - а обновление управленцев после реформы неизбежно, - должен будет действовать, исходя из другого соблазна: стать нормальным игроком рынка и извлекать из этого прибыль. А эти деньги акционерное общество будет вправе направлять на столь важную цель, как рост заработной платы.
РГ: Как будет происходить развитие существующих казенных предприятий и каковы будут первые шаги реформы?
Дутов: В 2008 году надо будет провести ревизию потребностей по всем мощностям этих предприятий и расчет рынков для каждого завода, сделать предварительное ТЭО их функционирования. Затем необходимо разработать проекты по реконструкции, модернизации и, если будет принято решение, то консервации.