В одночасье в многодневную проблему с очередями, истериками и даже драками превратилась простая процедура - оформление загранпаспорта. На пороге сезон массовых отпусков и далеких поездок, а уже сейчас обстановку в паспортных столах можно назвать патовой.
Люди дежурят по ночам и перекупают места в очереди, чтобы наконец-то просто сдать необходимые документы в заветное окно.
Владивосток
Понадобилось сделать загранпаспорт для ребенка. Не менее десяти компаний во Владивостоке предлагают услуги по его оформлению без лишней суеты, правда, за солидную оплату.
Решил сделать все сам и по правилам.
Понедельник: заполнение анкеты. Попробовал написать все сам. Запутался. Пошел в контору "Печатные работы" рядом с паспортным столом. Добрая сотрудница повертела в руках заламинированное свидетельство о рождении ребенка и сказала, что его не примут - на гладкой поверхности невозможно поставить печать о выдаче загранпаспорта. Решил проконсультироваться в паспортном столе. Женщина в фанерном окошке, не слушая вопроса, отвечает: "Вся информация на двери" и закрывает дверцу. Просматриваю информацию на стенде. Окончательно запутываюсь. Натыкаюсь на огрызок листка, где от руки написано: "Все ламинированные свидетельства о рождении недействительны. Переделывать в загсе".
Вторник: переделка свидетельства. Работники загса совсем не удивляются просьбе переделать свидетельство - за мной стоят еще четверо с точно такой же просьбой. Я плачу в сберкассе 100 рублей за переделку.
Среда: сдача документов. Ровно за час до начала приема я на месте, пытаюсь войти внутрь. С третьей попытки мне это удается. Оказался 70-м. Внутри помещения три двери и три окошка, и никто из работников не отвечает, в каком именно будут принимать документы. Ждем час. Открывается одна из дверей.
Очередь с шумом бросается к двери. Меня прижимают к стене, ломают плеер, висящий на шее, и выворачивают руку. Ужасно больно и неудобно стоять, уткнувшись носом в чей-то полушубок.
В это время в другом конце десятиметровой комнаты без предупреждения открывается еще одно окно, и последние в очереди оказываются первыми. Я занимаю очередь во второй раз.
Через очередь пробирается хорошо одетый кореец. "Куда?!" - грозно вопрошает очередь. "Я к маме, к маме!" - с акцентом произносит тот, и оторопевшая очередь пропускает его к начальнику паспортного стола. Через некоторое время оба выходят. Пакет, который нес кореец, уже в руках начальника, и в нем что-то булькает.
В это время из кабинета со словами: "Через два с половиной месяца будет готово" выходит первая старушка. "А ты доживешь, бабушка?" - ехидно спрашивает очередь.
Через час вхожу в кабинет и я. "У вас новое свидетельство, а в гражданстве вашего ребенка указано старое, так что вам придется все переделывать", - сообщает вершительница документов. Внезапно вспоминаю, что детям, родившимся после 2002 года, не нужно гражданство. Девушка сменяет гнев на милость, принимает документы.
Выхожу на улицу. Невысокий кавказец - гость Приморья отчаянно пытается разобраться, как ему встать на учет. Но холодные приморские звезды равнодушно смотрят на тех, кто стремится жить по правилам.
Бывалые люди во Владивостоке советуют уже к шести утра быть у паспортного стола, чтобы попасть к заветному окошку. Корреспондент "РГ" так и сделала и в шесть утра была седьмой в нелегальном списке. Нелегальном, потому что работники стола его не признают и принимают документы "только в порядке живой очереди". Учреждение открывалось в 10.00, к этому времени собралась очередь более чем в пятьдесят человек.
Можно воспользоваться услугами специальных фирм. Там это обходится в 4 тысячи рублей. Но платишь только за то, чтобы не стоять в нервной очереди, сроки изготовления паспорта те же - 1,5-2 месяца.
Хабаровск
Читатель "Российской газеты" Евгений Д. поделился с редакцией своим счастьем: ему удалось получить загранпаспорт. Но чего ему это стоило! Документы принимают в порядке живой очереди только во вторник и четверг и только с 11 до 13. В остальное время - по записи, которую ведут сами сотрудники отдела, выдавая талончик. Этими талончиками тут же бойко торгуют в живой очереди.
Наш читатель заказал такси на 4.30 утра, около отделения милиции уже толпился народ. Несколько часов до открытия люди дежурили на морозе.
Корреспондент "РГ" сам отправился в паспортный стол. Очередь в самом деле невелика, человек 15 , но в ней стоят люди с предварительными талонами на определенное время, не втиснешься. Наутро во вторник принимают два часа по живой очереди. В фойе уже клубятся люди, передавая друг другу список. Я записалась 68-й. Предварительная запись ведется уже на апрель.
Москва
Наш корреспондент начал оформлять загранпаспорт в начале ноября. Заветные корочки получил в феврале. Двое суток ушли на стояние в очереди попеременно с соседкой.
За последние годы паспортно-визовая служба претерпела большие перемены. Ее переподчинили другому ведомству - Федеральной миграционной службе. Все перемены большие начальники объясняли народу просто - надо упростить процедуру обретения вожделенного документа.
Идея "одного окна", куда сдаются документы, пока существует только на бумаге. Зато Интернет забит объявлениями, как легко можно все оформить. А главное - за сколько.
"Оформление загранпаспортов - основная сфера деятельности нашей компании", - радостно сообщает один из сайтов. "Будем рады видеть Вас в числе наших заказчиков!" В этих объявлениях есть все: спецпредложения, полный прайс-лист, скидки для крупных организаций и постоянных партнеров, выезд специалиста в офис, доставка документов на дом.
Никаких проблем со сроками. Паспорт за один рабочий день - пять тысяч долларов. За два дня - три тысячи. А если покупатель готов ждать 35 рабочих дней - всего-то 150 долларов. Сколько из этих денег уйдет в паспортный стол, а сколько - коммерсантам, почти государственная тайна.
Нереально подсчитать количество таких фирм-изготовителей. Их отлавливают регулярно, но это мало что меняет.
Не так давно по милицейским сводкам прошло сообщение, что в столице пресечена деятельность преступной группировки, занимавшейся незаконным оформлением загранпаспортов в короткие сроки.
Чиновники от паспортных служб говорят, что одна из главных причин очередей - значительно увеличилось число документов, поданных на оформление. Проще говоря, мы сами и виноваты, стали больше ездить и оформлять паспортов. Сидели бы дома и очередей не было бы.
А раз все куда-то едут, то у оформителей не стало хватать людей. Этот пассаж про нехватку сотрудников исправно повторяют начальники паспортных столов уже лет пятнадцать. И в результате появляются предприимчивые посредники. Это не только паспортные фирмы, но и продавцы мест в очередях на оформление. В роли посредников кого только нет - подрабатывают таким образом и студенты, и пенсионеры. Принцип такого заработка прост: с двух часов ночи у заветного здания дежурит автомобиль с "главой" очереди. В руках у "главы" начало списка, в котором всегда заняты первые десять позиций - предмет торговли. Все, кто приходит на запись с 4 утра в очередь, ставят свои фамилии и расходятся до начала приема. Мало того, устраиваются и своеобразные вечерние переклички за день до приема - дабы отпугнуть от бесплатного стояния в очереди. Несколько дней подряд не выспавшийся и разочаровавшийся гражданин сдается и платит. Расценки его уже не пугают: 500 рублей за место в очереди, проверка анкеты еще стольник. Интересно, но юридически придраться к такому бизнесу невозможно.
В МВД России корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что проблему более качественного обслуживания населения, особенно - ликвидацию очередей неоднократно обсуждало руководство министерства и ФМС. Причин много: и недостаточная техническая оснащенность, и нехватка помещений, и возрастание объемов работы.
Лидия Лагуткина, начальник пресс-службы Департамента собственной безопасности МВД России:
- В прошлом году в связи с совершением должностных преступлений возбуждено против сотрудников Федеральной миграционной службы 78 уголовных дел. Из них за коррупцию, то есть взятки - 23 дела.
Константин Ромодановский, директор ФМС России.
О проблемах своего ведомства он говорил недавно на заседании расширенной коллегии службы:
- Один из постоянных упреков в адрес ФМС - очереди в наших подразделениях, оформляющих документы, жалобы на некорректное поведение сотрудников. Обращаю внимание всех начальников территориальных органов на необходимость неукоснительного соблюдения требований регламентов по оказанию государственных услуг населению, постоянного внимания и повышенной культуры общения сотрудников с населением.
Разработаны и одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы семь административных регламентов по основным направлениям деятельности ФМС. В ряде подразделений Москвы и Санкт-Петербурга уже началось их пилотное внедрение.