Сохранится ли эта тенденция? Ответ на данный вопрос ищут не только крестьяне, но и переработчики.
Февраль - самое время, чтобы окончательно определиться, сколько и какие именно сельскохозяйственные культуры сеять, на какие объемы переработки стоит рассчитывать мукомолам? Алтайские производители и переработчики зерна предложили своим коллегам со всех уголков страны "сверить часы" на зимней зерновой конференции в Белокурихе.
Интерес к форуму превзошел ожидания организаторов. В Белокуриху приезжали руководители зерновых союзов Казахстана, России и Сибири, представители АПК Кубани и других аграрных регионов, советник посольства США в России, ведущие эксперты страны. Сами участники уже окрестили форум "Зерновым Давосом". Возможно, поторопились, но, может быть, конференции такого размаха действительно станут ежегодными? Во всяком случае, участники сказали, что дело это нужное, они готовы приезжать на Алтай каждую зиму. Чтобы обсудить не только "виды на урожай", но и тенденции на мировых рынках зерна и муки. Сегодня любые изменения на внешних рынках - будь то в Индии или Бразилии - немедленно отражаются на крестьянских хозяйствах и перерабатывающих предприятиях России, Сибири, Алтая. Не знаешь, что творится в мире, - в своей деревне быстро вылетишь в трубу.
Мукомолы сеют сами
Алтайские крестьяне, по большому счету, "проснулись" только в прошлом году. К переработчикам зерна это не относится, они в последние годы, наоборот, пытались как могли растормошить сельхозпроизводителей: мукомольные мощности простаивают, приходится самим брать землю и сеять. Разбудили хлеборобов три причины: финансовые вливания в агропром в рамках нацпроекта, исключительно благоприятные условия для получения хорошего урожая и скачок мировых цен на зерно.
Воодушевившись, селяне накупили техники в десять раз больше, чем обычно. И продолжают покупать, готовятся к весенне-полевой кампании. В прошлом году на Алтае собрали чуть больше пяти миллионов тонн зерна. Руководство АПК края поставило задачу на ближайшие пять лет - увеличить валовый сбор зерна до семи миллионов тонн. Об этом на конференции говорил начальник крайсельхозуправления Иван Лоор. По его словам, получать с гектара по 20, а не 14-15 центнеров - это вполне реально. Естественно, с учетом внедрения новых технологий, обновления парка сельхозтехники, решения кадровых вопросов. Помочь в этом должна принятая совсем недавно - "по следам" федеральной - пятилетняя программа развития сельского хозяйства края, а также заключенное две недели назад соглашение между минсельхозом и администрацией края. Региональная власть, кстати, признает, что "раньше соглашения имели декларативный характер", и довольна, что нынешний документ таковым не является.
Алтайские крестьяне впервые за долгие годы вздохнули свободно - нет нужды продавать зерно по невыгодной цене, лишь бы расплатиться с долгами. Они его и придерживают, чем создают дополнительные сложности перерабатывающим предприятиям края. Производственные мощности зерноперерабатывающей отрасли на Алтае весьма солидны, но загружены лишь на две трети (при этом нужно учитывать, что с 1998 по 2003 год мощности выросли в три раза). По ряду позиций переработчики вышли в лидеры в России. Например, на Алтае производится 12 процентов российской муки, 8,4 процента макаронных изделий и 18,8 процента круп.
Эти показатели вырастут еще больше, если переработчикам удастся выйти на новые рынки сбыта, если будет увеличиваться не только урожайность зерновых культур, но и площади под посев. Резерв есть - брошенные земли. В стране их десятки миллионов гектаров, в крае - сотни тысяч.
Участники конференции назвали больше десятка причин, которые могут разрушить грандиозные планы отечественных сельхозпроизводителей по завоеванию прочных позиций на мировом рынке зерна. Например, семена - проблема из проблем. По информации руководителя объединения зерноперерабатывающих предприятий "Грана" и вице-президента Союза зернопереработчиков Алтая Валерия Гачмана, 38 процентов алтайской пашни год от года "засеиваются семенами, не предназначенными для сева". Еще одна причина - удобрения. Использование растениеводами края минеральных удобрений сократилось с начала 1990-х годов в 19 раз(!). Цены на удобрения сегодня выросли настолько, что, по словам участников форума, их применение стало совершенно невыгодным. Что называется, себе в убыток.
Возврат невозможен
Призыв всех участвовавших в зимней зерновой конференции экспертов - сеять, сеять и сеять. Несмотря на все проблемы. Для российских производителей зерна ситуация складывается очень благоприятная. Спрос на зерно и продукты его переработки будет расти, а вот цены на прежние позиции уже не вернутся. Как сказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, "мир перешел на уровень достаточно высоких цен, это глобальное качественное изменение, у России появился шанс, который надо использовать". Речь, в частности, о том, что Россия имеет 10 процентов мировой пашни и только два процента населения. Потенциал для наращивания мощности огромен. Руководитель института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько тоже считает, что страна получила "исторический шанс". Особенно если учитывать, что "возникла уникальная благоприятная ситуация для инвестирования в сельское хозяйство".
Спрос на зерно, по мнению Рылько, будет расти не только в мире - увеличивается и внутреннее потребление. Во-первых, возобновился приток мигрантов, их основной продукт питания - изделия из муки. Во-вторых, за пару лет на 23 процента увеличилось поголовье птицы, и птицефабрики продолжают строить. В третьих, в частном секторе существенно выросло поголовье свиней, в рационе питания которых неизменно присутствуют зерновые культуры. Кроме того, основным направлением нацпроекта "Развитие АПК", как известно, является ускоренное развитие животноводства. И, наконец, выросли потребности в пивоваренном ячмене.
Между тем
По прогнозам аналитиков, цена на зерно в 2008 году будет колебаться вокруг 6000 рублей за тонну. Это устраивает и крестьян, и мукомолов. Прогноз на будущий урожай - увеличение объемов до 85-86 миллионов тонн. Это без учета приписок. По оценкам экспертов, приписки составляют 1,5-2 миллиона тонн ежегодно. У аналитиков появились даже новые термины - "ясное и неясное время статистики" (московский аналитик Владимир Петриченко). Виной тому "соревнование губернаторов перед Москвой".