Жители ставропольского поселка опротестовывают требования энергетиков о замене счетчиков

Жители и муниципальные власти поселка Солнечнодольского пытаются опротестовать действия компании - поставщика энергии, которая потребовала заменить счетчики в многоквартирных домах за счет собственников жилья.

Конфликт вызвали рассылаемые ФГУП "Ставрополькоммунэлектро" письма, в которых владельцам жилплощади в многоквартирных домах сообщалось, что электросчетчики, расположенные на лестничных площадках, выработали свой срок, и предлагался нехитрый выбор: или меняете их на новые (за свой счет), или переходите на оплату потребления энергии по нормативам, составляющим более 400 киловатт на квартиру в месяц.

Радости у солнечнодольцев такие "письма счастья" не вызвали.

- Тридцать лет никому ничего не было нужно, - недоумевает пенсионерка Людмила Солтановская, обратившаяся с этой проблемой в редакцию "РГ", - а теперь пытаются нас заставить платить за счетчики, которые мы ни охранять, ни контролировать никак не можем.

Мнение Солтановской не единично - поток жалоб от жителей заставил местную администрацию искать выход из ситуации.

- Мы изучили проблему и встали на сторону горожан, - говорит глава Солнечнодольска Александр Калачев, - потому что в Гражданском кодексе РФ сказано, что при использовании энергии или других коммуникаций в бытовых целях ответственность за контрольно-измерительную аппаратуру несет поставщик услуг.

В принципе, закон позволяет переложить бремя оплаты на владельцев помещений, но при одном условии - заключении соглашений между поставщиками и собственниками жилья, в которых это должно быть прописано. А подобного энергетики не сделали, ограничившись размещением в местных СМИ публичного договора, использование которого, как считают в администрации, в данном случае не вполне законно.

Муниципалитет обратился в прокуратуру и территориальное отделение Роспотребнадзора. И если надзорное ведомство сочло действия энергетиков законными, то в службе, защищающей права потребителей, рассудили иначе и направили поставщику предписание об устранении допущенных нарушений.

Однако в изобильненском филиале "Ставрополькоммунэлектро" сдаваться не спешат. Предприятие обратилось в суд, и Фемида встала на его сторону, причем выводы суда первой инстанции показались Роспотребнадзору достаточно убедительными, чтобы не обращаться в вышестоящие органы.

Позиции компании действительно выглядят крепкими.

- Заключение с потребителями публичного договора полностью соответствует российскому законодательству, и те горожане, которые не направили в наш адрес протоколов разногласий, считаются согласными с его положениям, в том числе и касающимися ответственности за счетчики, - говорит директор филиала Николай Панов. - Кроме того, ряд постановлений правительства РФ четко определяет границы ответственности - до наружной стены дома все находится в ведении поставщика, проводка в подъездах - управляющей компании, а сами счетчики и внутриквартирные сети остаются собственникам.

На предприятии считают требование о замене явно выслужившей свой ресурс контрольной аппаратуры не слишком обременительным, учитывая, что стоимость счетчика составляет не более 500 рублей, а установку его электрики филиала производят бесплатно.

Однако для солнечнодольцев и местных властей защита от неправомерных, на их взгляд, требований, похоже, уже стала делом принципа. Как сообщил депутат горсовета Александр Яснов, сведения о происходящем переданы в федеральные инстанции. Вмешалась в процесс и районная администрация, на совещании в которой принято решение потребовать от поставщиков электричества "прекратить шантаж" граждан.

Комментарий

Владимир Рохмистров, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю:

- С одной стороны, у энергетиков есть законные основания относить счетчики в зону ответственности собственников жилья. Во всяком случае, в аналогичной ситуации, касающейся установки счетчиков газа, поставщикам удалось победить во всех судах, включая Верховный. К тому же их можно понять и с хозяйственной точки зрения - насколько я знаю, в установленных в крае тарифах на замену контрольного оборудования не заложено ни копейки.

С другой стороны, непонятно, на каком основании предприятие само требует от жителей менять аппаратуру. Определение ее пригодности к работе - полностью в компетенции органов метрологического надзора, которые и должны выдавать потребителям соответствующие предписания.