28.02.2008 00:00
    Поделиться

    Агитационный материал: "Владимир Жириновский: Российская нефть - народу!"

    Я обращаюсь к важнейшей теме, определяющей основы современной геополитики, - энергоресурсам. Президент США Д.Буш, стремясь оправдать агрессию против Ирака, заявил гражданам Америки, что целью вторжения в эту страну является установление контроля над добычей и транспортировкой ближневосточной нефти. Цинично, но вполне определяет стиль отношений в однополярном мире.

    Саудовская Аравия и США - государства, фактически находящиеся в симбиозе. И никакие разногласия и даже вопиющая разница в обычаях неспособны изменить этот факт. Без саудовской нефти экономика Америки просто остановится. А без поддержки Вашингтона у саудовской монархии нет никаких шансов на выживание.

    Пятнадцать лет присутствия "демократов" во властных структурах России привели к тому, что сегодня российские компании владеют только 26% активов нефтедобывающих корпораций, действующих на территории нашей страны. Мы не можем признать это нормальным.

    Государство, озабоченное таким положением вещей, сделало определенные шаги в газодобывающей отрасли, и сегодня положение в ней нормализовалось. Нормализовалось до такой степени, что России предлагают совместно с Саудовской Аравией, Катаром и другими странами создать "газовый ОПЕК".

    Положение в области нефтедобычи и особенно в области нефтепереработки требует повышенного внимания власти.

    Президент Американской торгово-промышленной палаты в России Э.Сомерс заявил, что "сила и крепость" российско-американских отношений основаны на необходимости именно "энергетического диалога". Но этот диалог сталкивается с противоречиями. К числу таких противоречий, по его мнению, относится решение российского правительства аннулировать итоги конкурса по проекту "Сахалин-3", который выиграли "Эксон-Мобил" и "Шеврон-Тексако". Правительство пришло к выводу, что эти компании выиграли конкурс практически бесплатно. Между тем на новом тендере только одно Киринское месторождение проекта может быть продано не менее, чем за 1 млрд долларов. Как скажется это решение на темпах энергетического диалога России и США, пока судить трудно. Но по следам этих событий американский посол в России А.Вершбоу заявил, что решение российского правительства по проекту "Сахалин-3" может заморозить двустороннее сотрудничество в области энергетики. Как говорится, что и требовалось доказать!

    Без такого рода взаимных уколов нефтяной политики не бывает. Недавно был подписан пакет соглашений о выделении кредитов на строительство нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан на сумму 2,6 млрд. долларов, против чего активно выступала Россия. Строительство нефтепровода мощностью до 50 млн тонн каспийской нефти в обход России уже на завершающей стадии. Чьи это старания?

    Сегодня нам с вами жизненно необходимо разобраться в непростой ситуации, связанной с богатствами российских недр.

    История вопроса

    Глобальный характер энергетических проблем и их неизбежная политизация, а также реальное военно-политическое положение СССР в 1960-1970-е гг. с его развитой энергетической системой выдвинули энергетический фактор в число элементов, на которые могла опираться советская экономика (а значит, и дипломатия) в своем стремлении усилить участие СССР в мировых делах.

    Однако мировые цены на нефть всегда диктуются странами мировой системы. Американская нефтяная отрасль и политические круги США быстро поняли стратегическое преимущество СССР в то время, в том числе в данной отрасли. И тогда американцы создали биржи во многих странах, где торговцы, реализующие нефть на внешнем рынке по демпинговым ценам в ущерб национальным интересам, умышленно раскручивали инфляционные процессы в так называемых малоразвитых странах, создавая дополнительные условия для обесценивания их национальных валют и извлекая дополнительные барыши на спекуляциях с валютой.

    Именно в это время, в 1960-е гг. была создана организация стран - производителей нефти, т. е. ОПЕК. В ее состав сегодня входят: Алжир, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Мексика, Габон, Нигерия, Индонезия.

    Эти страны быстро осознали свой интерес, и начало 70-х гг. можно охарактеризовать как "поворотный пункт" в истории борьбы стран - членов ОПЕК за свою экономическую независимость против господства международного нефтяного картеля, что изменило положение стран-продавцов в лучшую сторону. Страны-производители оказались в состоянии навязать свои условия игры международным нефтяным компаниям (вставшим сразу же на сторону покупателей) и странам-импортерам, заставив их поднять цены на нефть минимум до уровня цен на конкурентные виды топлива.

    С начала 1998 г. началось резкое снижение мировых цен на сырую нефть. Этот этап падения цен на нефть начался в ноябре 1997 г., как раз после того, как страны - члены ОПЕК на своем совещании в Джакарте приняли решение об увеличении добычи нефти участниками картеля на 10%. При этом была проигнорирована информация об увеличении общемировой добычи нефти на 3 млн баррелей нефти в день по сравнению с октябрем 1996 г. Руководство ОПЕК не смогло оценить истинные масштабы и последствия финансового кризиса, охватившего во второй половине 1997 г. страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Цена на нефть в это время составила 19 долларов/баррель. Весь этот период на мировом фактически рынке велась "холодная война" между США, Европой и Азией за минерально-сырьевые ресурсы, и особенно за нефтегазовый комплекс.

    Но вернемся к истории развития нефтегазовой добывающей промышленности в России. Первые нефтепромыслы появились в конце XIX века на Кавказе и в Предкавказье. Они сохраняли свои лидирующие позиции в нефтедобыче до середины ХХ века. В военные и послевоенные годы в разработку последовательно вовлекались новые месторождения: в Башкирии - Туймазинское, в Татарии - Бавлинское. Позже в эксплуатацию вступили месторождения в Самарской, Пермской областях. С середины 1950-х гг. главным нефтедобывающим районом страны стала территория между Волгой и Уралом, на которой за десятилетия добыча увеличивалась почти в 4 раза. В настоящее время Волго-Уральская нефтегазоносная территория дает примерно 24% нефти в стране и является наиболее разведанной и освоенной. Освоение северных территорий началось в России еще во времена Ермака, а в Советской России освоение стало приоритетом государственной политики. Основная же инфраструктура Севера была создана трудом заключенных ГУЛАГа, - это страшная страница. В дальнейшем государство разработало целую систему льгот для привлечения людей на Север из средних широт Советского Союза. К началу 1990-х гг. прошлого столетия страна уже имела прекрасно освоенную Западную Сибирь, Заполярье с настолько современной индустрией, которая и не снилась даже таким промышленно развитым странам, как США и Канада, где также имеются заполярные территории.

    Региональная структура нефтедобычи, сложившаяся к 2000 г., отличается тем, что сохраняется лидерство Западной Сибири, дающей 65,9% нефти в стране. На ее территории основным районом добычи является Ханты-Мансийский автономный округ; 2-е и 3-е места соответственно занимают Поволжье, где выделяются Республика Татарстан, и Уральский регион с несколькими добывающими субъектами - Республикой Башкортостан, Пермской и Оренбургской областями, Республикой Удмуртией.

    Как мы видим, история развития нефтедобывающей промышленности в России характеризуется периодами роста и некоторого затухания основных показателей. Максимальный уровень добычи нефти в России был достигнут в 1987-1988 гг. - более 560 млн тонн за счет начала разработки главной нефтяной базы страны - Среднего Приобья в Западной Сибири.

    Известно, что Россия является одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья и занимает ведущее место в мире по его экспорту. Созданная в стране в советские годы минерально-сырьевая база продолжает играть важную роль в минерально-сырьевом мировом балансе. В нашей стране открыто и разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, из которых более трети введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения содержат почти 70% запасов и обеспечивают половину добычи минерального сырья. Месторождения России содержат свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, одну треть - газа, 11% - угля, 26% - железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По объему разведанных запасов никеля, платиноидов и платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых Российская Федерация в разные годы занимала первое-третье места в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других неметаллических минеральных ресурсов. Эти богатства издавна не давали покоя соперникам России.

    Все последние годы рост добычи нефти в России шел нарастающими темпами: с 323 млн тонн в 2000 г., добыча возросла до 473 млн тонн в 2005 г. Между тем эксперты РГУ нефти и газа им. Губкина указывают, что такой рост добычи, который мы демонстрировали до последнего времени, "это, возможно, даже "преступление", потому что он идет исключительно за счет увеличения отборов из скважин в нарушение проектов разработки. В результате непродуманности интенсификации огромное количество нефти безвозвратно теряется в пласте. Тут уместно вспомнить, как ведут себя США, запасая нефть и резервируя скважины.

    Поэтому и нам необходима выработка государственной стратегии рационального использования природных богатств. Эта стратегия должна быть подкреплена строгой законодательной базой, учитывающей как совершенствование рыночных отношений, так и регулирующую роль государства в этой важнейшей сфере экономики. Только так мы сможем противостоять экономической и политической агрессии тех, кто мечтает превратить Россию в свой сырьевой придаток.

    Проблемы нефтегазового комплекса России

    Известно, что в основу осуществляемых в России преобразований были положены рекомендации Хьюстонского доклада о концепции экономических реформ в СССР (1991 г.), выработанные четырьмя ведущими международными организациями Запада - Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития, Организацией экономического сотрудничества и развития и Европейским банком реконструкции и развития.

    По оценке отечественных экспертов, зарубежные рекомендации даются во имя интересов западных стран. Рекомендуемая Западом свобода внешней торговли и конкуренции (при развале всей нашей экономики!) с западными фирмами обернулась для российской обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства быстрым банкротством и возникновением массовой безработицы.

    Авторы, создавшие Хьюстонский доклад, руководствовались единственной целью: как с позиции интересов западных стран освоить экономическое пространство нашей страны и, поглотив его, превратить Россию в огромную сырьевую базу для развития своих стран.

    За последние 10 лет в стране наблюдается резкое ухудшение состояния сырьевой базы в нефтяном комплексе. Оно ведет к резкому увеличению себестоимости добычи нефти и, следовательно, к огромным потерям для бюджета страны. Также уменьшаются ее конкурентные возможности на мировом рынке, и происходит неоправданное "запирание" огромных запасов нефти как "нерентабельных к разработке". По вине новых владельцев и инвесторов в течение последних 10 лет прошедшего столетия объемы разведочного бурения сократились более чем в 4 раза, прирост запасов нефти - в 6,5 раза. Существенно сократились объемы разведочных географических исследований. В результате ухудшения эффективности геолого-разведочных работ прирост запасов нефти с 1994 г. уже даже не компенсирует добычу. Выработка ведется в основном из активной части запасов. Компании ведут такую разработку, при которой достигается минимальная себестоимость нефти. Новые хозяева не заботятся о будущем страны. Сверхобеспеченность запасами многих крупных компаний способствует тому, что в стране увеличивается добыча нефти в основном за счет интенсификации выборочной отработки активной части запасов, - "снятием сливок" при одновременном прекращении эксплуатации сотен и тысяч малодебитных скважин, добывающих нефть из "трудных" запасов. Положение усугубляется тем, что за последнее десятилетие практически свернуто применение современных методов увеличения нефтеотдачи (МУН), без чего невозможна эффективная разработка трудных запасов, а значит, и преодоление негативной тенденции снижения нефтеотдачи, принявшей уже угрожающий характер. Вследствие вышеизложенных причин происходит следущее:

    1. Нет прироста запасов.

    2. Идет снижение нефте отдачи.

    3. Разработка происходит преимущественно из активной части запасов.

    4. Не разрабатываются передовые отечественные методы увеличения нефтеотдачи и не поощряются научные разработки.

    Если государство решительно не вмешается, то в будущем мы столкнемся только с трудноизвлекаемыми запасами и будем вынуждены на унизительных условиях пользоваться дорогими зарубежными технологиями. Это резко увеличит себестоимость отечественной нефти, и мы уже не сможем конкурировать как с Ближневосточными странами, где находятся преимущественно месторождения с активными запасами, так и со странами США и Канада, где структура запасов схожа с нашей, но ведется разумная и активная разработка и внедрение МУН.

    В настоящее время только государство может изменить сложившуюся вокруг российской нефти ситуацию, поэтому ЛДПР и я всегда выступаем за сильную государственную власть.

    Беречь национальное богатство - задача власти

    Как мы теперь убедились, в России остро назрела необходимость выработки государственной стратегии рационального использования природного богатства. Эта стратегия должна быть подкреплена мощной и четкой законодательной базой, ведущей к усовершенствованию рыночных отношений в этой сфере экономики, при активной регулирующей роли государства.

    Государственная энергетическая политика должна базироваться на следующих принципах:

    1. Создание экономических условий для усовершенствования системы разработки нефтегазоносных месторождений с учетом современного уровня научно-технического прогресса с целью повышения процента отборки начальных запасов нефти и газа (особенно вязких сортов нефти), использования попутного газа, сероводорода, конденсата и тяжелых фракций. Необходимо полностью исключить практику выборочной и форсированной отработки нефти и газа из высокодебитных скважин, а государство просто обязано взять под полный контроль разработку уникальных и крупных месторождений нефти и газа!

    2. Определение категорий участков недр для эффективного применения соглашений о разделе продукции (прежде всего для участков недр на континентальном шельфе, на территории новых неосвоенных геологических провинций с отсутствующей производственной и социальной инфраструктурой).

    3. Проведение разведки запасов полезных ископаемых на основе государственного заказа за счет средств добывающих компаний с законодательным закреплением прав компаний на разработку разведанных месторождений полезных ископаемых.

    4. Совершенствование налогового законодательства с целью обеспечения функционирования минерально-сырьевого комплекса России в условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках минерального сырья, справедливое распределение индивидуальных рентных возможностей каждого месторождения между государством и недропользователем (налоговое зонирование территории, специальное налоговое законодательство для минерально-сырьевого комплекса России).

    5. Создание экономических условий для максимального использования вторичного сырья энерго- и материалосберегающих технологий и альтернативных источников энергии в целях обеспечения рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.

    Одна из стратегических задач в области недропользования - освоение месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе России. Эта проблема становится чрезвычайно актуальной, особенно в свете снижения темпов разведки новых месторождений, а также медленного освоения месторождений в традиционных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Одним из практических результатов реализации государственной политики мероприятий в сфере освоения шельфа Российской Федерации должно стать создание новых образцов систем техники для обеспечения разведки и освоения шельфа, учитывающих уникальные природно-климатические особенности континентального шельфа Российской Федерации (особенно в Баренцевом, Охотском и Карском морях).

    Важнейшей проблемой является обеспечение экологической безопасности при реализации крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, месторождений Каспийского и Балтийского морей. Эти проекты реализуются в районах, богатых биоресурсами, в том числе ценными видами рыб и другими объектами водного промысла.

    Для решения всех задач необходим комплексный подход, заключающийся в принятии государственной программы. Эта программа должна включать в себя: 1) принятие новых законов "О недрах" и "О защите морей Российской Федерации", 2) подготовка изменений в закон "О континентальном шельфе". Необходимо также подготовить проекты технических регламентов к Закону "О техническом регулировании", а также ускорить разработку и принятие в едином пакете с Экологическим кодексом федеральных законов "Об обязательном экологическом страховании" и "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". В общем, необходимо создание целостной нормативно-правовой основы инновационной деятельности, направленной на решение вопросов развития производственно-технической базы для освоения новых нефтегазовых месторождений.

    Осуществление программы освоения новых месторождений северных и восточных территорий (Тимано-Печорский регион, полуостров Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) требует решения проблемы сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими условиями.

    Необходимо формирование структуры государственного управления и контроля рационального использования запасов нефти и газа, способной реализовать механизм стимулирования и обязательного применения достижений научно-технического прогресса в целях правильности разработки месторождений и кардинального увеличения нефтеотдачи.

    Государству необходимо обеспечить действенный контроль за добычей полезных ископаемых, регулировать уровень отбора и добычи. Необходимо с государственных позиций пересмотреть условия ранее выданных лицензий на недропользование, создать благоприятные условия для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление отечественной производственно-технической базы.

    Хотелось бы особо подчеркнуть, что только заинтересованное и взвешенное руководство государством, всеми субъектами РФ всей экономической деятельностью, а также процессом недропользования может обеспечить нам сохранение природных ресурсов, от которых зависит развитие народного хозяйства страны, а также энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность страны. Только такая государственная политика в области недропользования обеспечит сохранение национального богатства для будущих поколений.

    С 2003 года наше государство начало активно проводить политику централизации производства и контроля за основными производственными отраслями, но многие силы извне, а также такие партии, как СПС, "Яблоко", "Родина", и другие тормозили процесс.

    ЛДПР и я разоблачаем действия беглых олигархов и их покровителей, они всегда направлены против народа. Мы не против рыночной экономики, но мы считаем, что государство должно взять под контроль стратегические отрасли и важные сырьевые месторождения нашей страны. Основное производство должно быть акционировано, и государству должно принадлежать не менее 51% акций. Тогда - это народная собственность, остальные акции можно продавать на бирже. Кто пожелает, может их приобрести.

    Я знаю, как добиться открытости, честности и прозрачности в энергетическом комплексе, как сделать богатства нашей страны достоянием всех ее граждан, а не маленькой кучки "избранных". У меня есть для этого четкая и ясная программа, грамотные специалисты и политическая воля. Я хочу видеть экономически процветающее государство и живущий в достатке народ. Материальные ресурсы, нефть и газ должны принадлежать всему нашему

    народу.

    Мы способны обеспечить нашим людям социальную защиту на уровне таких нефтедобывающих стран, как Норвегия и Саудовская Аравия.

    Владимир Жириновский,

    ваш кандидат

    в Президенты России

    Жириновский Владимир Вольфович

    Кандидат на должность Президента России

    Родился 25 апреля 1946 года в городе Алма-Ате Казахской ССР.

    Окончил с отличием Институт восточных языков (впоследствии Институт стран Азии и Африки) при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, востоковед, филолог; второе высшее образование - юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "юрист". Доктор философ ских наук (диссертацию на соискание ученой степени по теме "Прошлое, настоящее и будущее русской нации" защитил 24 апреля 1998 года). Полковник запаса.

    Основатель и Председатель созданной в 1989 году Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Участвовал в работе Конституционного совещания по подготовке Конституции Российской Федерации. Заслуженный юрист РФ.

    Избирался депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого, второго, третьего, четвертого и пятого (действующего) созывов. В Государ ственной Думе первого и второго созывов был Руководителем фракции ЛДПР, в Государ ственной Думе третьего, четвертого и пятого созывов - заместитель Председателя Государ ственной Думы.

    Кандидат от ЛДПР на должность Президента РСФСР в 1991 году и на должность Президента России на выборах 1996, 2000 и 2008 гг.

    Профессор международного права, профессор социологического факультета МГУ и ряда других университетов.

    Награжден орденом "За заслуги перед Отече ством" IV степени.

    Опубликовал свыше 500 книг, в том числе 100 томов своих произведений под названием "Политическая классика". Владеет английским, французским, немецким и турецким языками.

    Женат, имеет сына, двух внуков.

    Публикуется бесплатно на основании п.1 ст. 53 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Материал предоставлен зарегистрированным кандидатом в Президенты Российской Федерации В.В. Жириновским.

    Поделиться