Один из самых знаменитых театров мира - Мариинский, отмечает почтенный юбилей - 225 лет. И все творческие планы театра в этом году связаны с его уникальной историей. Маэстро Валерий Гергиев в этом сезоне подверстывает к теме юбилея все премьеры Мариинки, все афиши своих международных фестивалей, все гастроли, включающие сценическую классику Мариинского театра. Началом же юбилейного марафона стал торжественный вечер и гала-концерт, состоявшийся вчера вечером в Мариинском театре.
Мариинка - один из старейших музыкальных домов Европы, на сцене которого веками творилась культура - та самая великая классическая русская музыка, классический русский балет. "Домом Петипа" называют Мариинку во всем мире, но так же эту сцену можно считать и "Домом Чайковского, Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова", чьим творениям Мариинский театр давал блестящую долгую жизнь.
История этой культуры началась более двух веков назад, когда в имперской столице Санкт-Петербурге по указу Екатерины Великой от 12 июля 1783 года открыли Большой театр. Государыня назначила тогда давать в театре шесть бесплатных спектаклей (придворных) в год по праздникам: "по одной или по две оперы серьезные и по две новые оперы комические. Будут в нем також концерты, оратории и маскарады". Первый же спектакль этого театра был создан блестящим тандемом итальянских знаменитостей: композитором Джованни Паизиелло и драматургом Карло Гольдони - опера с парадоксальным для XVIII века названием "На луне". С тех пор история Мариинского театра складывалась исключительно как передовое и актуальное искусство своего времени. Мировые премьеры были нормой петербургской сцены, причем не только в сфере русской музыки: Верди написал специально для Мариинки "Силу судьбы", Вагнер лично дирижировал симфоническими фрагментами "Тристана и Изольды" и "Кольца", Мариинка была первой и до сих пор осталась единственной сценой в России, поставившей полностью тетралогию Вагнера "Кольцо нибелунга". Берлиоз, Чайковский, Малер, Вагнер, Рахманинов, Сибелиус выходили к дирижерскому пульту Мариинкого театра. И это уже в те годы придавало театру статус центра мировой культуры и его международный профиль. Не случайно именно на Мариинской сцене вызрели в начале ХХ века "Русские Сезоны" Дягилева, ставшие не только самым известным брендом русской культуры в мире, но и самым крупным в истории ХХ века продюсерским проектом.
Эффектные подробности из прошлой жизни часто становятся "бронзовой" историей, но особенность 225-летнего возраста Мариинки в том, что театр не почивает на заслуженных лаврах, не прикрывается культурным прошлым, а творит с еще большим рвением современную историю. Он пережил уже длительную "тень" советского времени, когда при всем своем художественном богатстве оказался в разряде нестоличного театра со всеми вытекающими последствиями. Но театр не растерял свой артистический потенциал, аккумулировал силы, чтобы оказаться готовым к самому уникальному и быстрому в истории искусства взлету в верхний ряд главных оперных сцен мира. Произошло это после того, как двадцать лет назад труппу тогда Кировского театра возглавил Валерий Гергиев. За несколько лет он превратил советский режимный театр в блестящий мировой бренд "Мариинский", который представляет Россию на сценах Лондона и Парижа, в Нью-Йорке и Зальцбурге, Токио и Лос- Анджелесе.
Бренд "Мариинский" означает теперь не только "Дом Петипа", но и "Дом Вагнера", "Дом Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Мусоргского, Римского-Корсакова". "Мариинский" - это и один из лучших Симфонических оркестров мира, и Академия молодых певцов. Это новый Концертный зал "Мариинка-3" с уникальной акустикой. Это крупнейшие международные фестивали, среди которых "Звезды Белых ночей" и "Пасхальный". Это артисты: Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева, Анна Нетребко и Ольга Бородина, Владимир Галузин, Василий Герелло.
225 лет назад по указанию государыни в театре готовили шесть спектаклей в год. Нынешняя статистика Мариинского театра по размаху напоминает отдельную империю: в течение сезона - до 362 спектаклей в родном Петербурге, 11-13 премьер в сезон, пять музыкальных фестивалей со своими программами, гастроли по регионам России (до 20 городов), ежегодные туры в Японии, в Вашингтоне в Кеннеди-Центре, в Германии в Баден-Бадене, Великобритании. Ежегодные гастроли балетной и оперной трупп на крупнейших сценах мира, 150 концертов оркестра Мариинского театра в разных станах мира. Статистика беспрецедентна, но маэстро накануне юбилея волнуют уже новые проекты:
Валерий Гергиев:
- Для меня сейчас важно, чтобы в Мариинском театре появлялись спектакли, которые будут надолго оставаться в афише. Можно позволить себе делать дерзкие и необычные постановки, но я все время думаю о чуде тех спектаклей, которые живут на нашей сцене много десятков лет: это "Руслан и Людмила", "Садко". Они настолько красивы, что, может быть, именно с них у кого-то начнется любовь к опере. Я думаю о новом поколении зрителей Мариинского театра, которых мы должны привлекать разными способами, чтобы театр жил, чтобы он был нужен в будущем времени. На Новый год мы сделали специальный проект: "Волшебную флейту" Моцарта на русском языке. Мы подумали: если 12-летний подросток придет в оперу и услышит речитативы на немецком языке, он вряд ли увлечется. И не ошиблись: за тринадцать новогодних дней мы сыграли 12 спектаклей, и все прошли с аншлагами. Теперь планируем в таком же формате поставить редкие для русской публики партитуры: "Испанский час" Равеля и "Джанни Скикки" Пуччини. В наш юбилейный год будем готовить к постановке новую оперную партитуру, которую заказали композитору Александру Смелкову - "Братья Карамазовы". Самый же дорогой для меня проект - балет "Конек Горбунок" Родиона Щедрина, который будет ставить Алексей Ратманский. Когда-то "Конек" был одной из первых партитур, которой я дирижировал. Мне тогда было чуть больше двадцати лет.
Я рад, что мы отмечаем юбилей на нашей исторической сцене. Мы пока отложили реконструкцию, потому что проект нового здания Мариинки надо тщательно доработать. Я не могу допустить здесь ни малейшей ошибки. Потому что отдал Мариинскому театру всю свою жизнь и не хочу, чтобы потом меня вдруг стали считать его врагом.
Ульяна Лопаткина, балерина, народная артистка России:
- Я воспитана Мариинским театром: восемь лет Академии Вагановой и ежедневное впитывание той самой легендарной истории балета Мариинского театра, которая полна незабываемыми именами: Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Анна Павлова, Михаил Фокин. Эти традиции не прерываются. Мне хочется вспомнить и совсем недавних легенд русского балета Ленинградской сцены: Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Наталья Макарова, Ирина Колпакова, Габриэла Комлева, Нинель Кургапкина, Алла Сизова, Марат Даукаев, Юрий Соловьев - это великие имена. Все выдающиеся, одаренные люди, которые прославили себя на этой сцене, смогли реализовать свои таланты именно благодаря этой сцене, потому что традиция Мариинского театра очень сильна. Этот стиль петербургского театра, петербургский дух очень близок мне. Но я больше всего волнуюсь, когда выхожу именно на Мариинскую сцену. Это связано, наверное, с тем морем переживаний, которые помнит эта сцена: бесчисленные взлеты и падения артистов. Столько жизней здесь прошло!